Учёба

После уроков

Вы находитесь здесь: Главная 9 После уроков 9 Страничка психолога 9 Профконсультация 9 Как быть успешным в жизни?

Как быть успешным в жизни?

Проблема психологии успеха хорошо представлена в СТР Сизякова Артёма «Как добиться успеха? Самоучитель». (artem_STR.doc)

КАК БЫТЬ УСПЕШНЫМ В ЖИЗНИ (По материалам пособия: Твоя профессиональная карьера: Учеб. Для 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений /М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. –М.: Просвещение, 2000. – 191с.)

Трудно найти человека, который не хотел бы быть счастливым. Но часто ли вы встречали счастливых людей? Сколько людей вокруг гоняются за счастьем… Всемирно известный американский психотерапевт В. Франкл как-то сказал: «Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет вам на плечо».

Другой американский психотерапевт — Д. Рейнуотер определяет счастье как «состояние внутренней свободы, свободы от тревог, сомнений в себе, страхов, слепого подчинения привычек обществу, соревновательной борьбы, благоговения перед авторитетами и зависти к другим людям».

Представление о счастье тесно связано с ответом на вопрос, что для человека важнее всего в жизни, т. е. с иерархией жизненных ценностей. Еще Аристотель писал о человеческих предпочтениях: «Предпочтительнее то, что само по себе более прекрасно, более чтимо и более достойно похвалы, например, дружба предпочтительнее богатства… а справедливость…— силы. Ибо первые сами по себе чтимы и достойны похвалы, а вторые не сами по себе, а ради чего-то другого. В самом деле, никто не ценит богатство ради ‘ богатства, а ценят его ради чего-то другого, дружба же сама по себе ценится, даже если ничего другого мы от нее иметь не намерены».

Психологи и социологи разных стран провели массу исследований, чтобы выяснить, что же влияет на удовлетворенность жизнью, на ощущение счастья. Результаты исследований показали, что это прежде всего:

хорошие отношения с другими людьми (мужем или женой, друзьями, родственниками, коллегами, соседями);

приносящая удовлетворение работа;

приятное проведение досуга.

Повышение благосостояния, возможность иметь более хороший дом, новую машину и т. п. в меньшей степени влияют на повышение чувства удовлетворенности жизнью. Хотя на уровне бытового здравого смысла люди счастливы пропорционально доходам. Но на фоне роста уровня жизни в западных странах значение материального благосостояния снижается. На удовлетворенность жизнью влияют не столько большие доходы, сколько финансовая свобода. Она означает, что, пока у вас достаточно денег, они не являются предметом для беспокойства. Сумма же, удовлетворяющая конкретного человека, может быть различной.

Зрелой личности для счастья необходимо чувство осуществления себя. Психологи называют его самоактуализацией. Для удовлетворения этой высшей потребности человек стремится осуществить все, на что способен, раскрыть заложенные в нем возможности, быть тем, чем он может стать. А вот что писал Ф. Ницше о влиянии потребности в смысле жизни на удовлетворенность: «Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как».

Счастье и успех — связанные понятия. Почему одни люди успешнее других? Специалисты в области психологии достижения считают, что для достижения успеха важно научиться управлять собой. А для этого надо, во-первых, знать психологические закономерности, а во-вторых, совершить усилие, чтобы применить эти знания для достижения успеха. Итак, что же необходимо знать?

1. Мы чувствуем себя хорошо в той степени, в которой мы сами контролируем собственную жизнь (психологи называют это внутренним локусом контроля). При внешнем локусе контроля мы чувствуем, что нами управляют обстоятельства, другие люди и т. д.

2. Для каждого события нашей жизни есть своя причина. Если нам не нравится какое-то событие, мы можем выяснить причины и изменить их.

3. Наши убеждения могут создавать ограничения, формировать предрассудки, через призму которых мы воспринимаем мир. Даже если убеждения основаны на ложной информации, они влияют на то, что случается с нами. Вот пример из жизни. Студент при поступлении в университет на вступительных экзаменах получил 99 баллов по результатам теста, о чем ему сообщили в письме. Студент решил, что 99 баллов означает, что его коэффициент интеллекта 0,99, т. е. ниже среднего. Весь первый семестр он учился плохо. Его вызвали и спросили, почему у него такие трудности в учебе. Он сослался на свой коэффициент интеллекта. Тогда ему объяснили, что 99 баллов означает, что результат лучше, чем у 98% студентов. После осознания своей ошибки студент продемонстрировал блестящие результаты в учебе.

4. Наши успехи в любой области зависят от того, насколько мы нравимся самим себе, принимаем себя такими, какие мы есть. Но не следует путать принятие себя с тщеславием, самомнением. Люди, которые искренне нравятся себе, принимают других в той же степени. А чувство превосходства и чувство неполноценности свойственны людям, которые не нравятся себе и компенсируют их агрессивностью, властностью и т. п.

5. Для достижения успеха очень важно принять полную ответственность за свою жизнь. Это значит, что человек ответствен за любую ситуацию, в том числе и за такую, которой могут сопутствовать несправедливости и неудачи.

Сильнейшее препятствие на пути к успеху — это страх неудачи. Обычно люди боятся неудач, так как не понимают их важности. В жизни нельзя преуспеть, не переживая неудач. Если вспомнить примеры из жизни великих людей, можно убедиться: всем большим успехам предшествовали большие неудачи.

Достижению успеха могут помочь различные технические приемы, например умение ставить цели. Не имея целей, человек плывет по течению. Цель направляет энергию, позволяет делать большее за меньшее время. Цели, касающиеся разных областей (профессиональной карьеры, личной жизни, сферы самосовершенствования), должны гармонировать друг с другом и с основными жизненными ценностями. Важно развить в себе способность ставить и достигать одну важную цель. Достигнув ее, переходить ко второй и т. д. При этом цели должны быть желанными, реальными: вы должны верить, что у вас есть возможности для их достижения; но они не должны быть легкими, нужно рассчитывать на более высокий уровень достижений.

Для достижения успеха очень важно во всем, что мы делаем, ожидать наилучших проявлений от самих себя и быть благодарным судьбе за все, что мы имеем. В своей книге «Это в ваших силах» Д. Рейнуотер приводит такой пример. Представьте такую ситуацию. Два человека видят полстакана воды. Один говорит: «Он наполовину полон, и я благодарен судьбе за то». А другой говорит: «Он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым». Разница не в том, что люди имеют, а в их отношении к тому, что они имеют. Люди, умеющие быть благодарными, более благополучны, чем те, чьи «стаканы всегда наполовину пусты».

Результаты психологических исследований показывают, что 15% удовлетворения люди получают от достижения успеха, а 85% — от хороших отношений с людьми. Признак здоровой личности — умение поддерживать хорошие отношения с наибольшим количеством людей самого разного типа: с общительными и замкнутыми, с веселыми и серьезными, флегматиками и холериками и др.

Умение общаться особенно важно для представителей профессий типа «человек — человек», для них это профессионально важное качество, необходимое условие профессионального успеха. Что входит в умение общаться? Все ли могут научиться этому?

Контактность человека во многом определяется ориентацией на себя, собственные переживания, мысли и чувства или направленностью личности вовне, на окружающих людей, предметы, события. Людей с крайне выраженными типами этих ориентации называют соответственно интровер-тами и экстравертами. Интроверсия и экстраверсия тесно связаны с врожденными свойствами человека, с его темпераментом. Интроверты, как правило, флегматики или меланхолики. А экстраверты чаще бывают холериками или сангвиниками.

Но есть такие умения, которым нужно научиться. Из всех умений, определяющих качество общения, одним из самых необходимых является умение слушать. Древнегреческий философ Зино Стоик говорил: «Два уха и один язык даны нам для того, чтобы меньше говорить и больше слушать». Подумайте и ответьте самим себе: слушаете ли вы собеседника или ждете своей очереди высказаться? Часто ли вы перебиваете собеседника? Слушание — это не просто молчание и не только молчание, это активный процесс, требующий внимания, сосредоточения. Слушая, надо помочь говорящему высказаться наиболее полно. По мнению психологов, примерно 9 из 10 не умеют слушать.

Правила активного слушания таковы:

1. Ваша поза должна выражать интерес. Повернитесь лицом к собеседнику, установите с ним зрительный контакт. Если вы сидите, небольшой наклон вперед усилит впечатление, что вы внимательно слушаете.

2. Перед ответом делайте паузу в 2—5 с. Этим вы сообщаете человеку, что тщательно продумали, что сказать.

3. Давайте собеседнику возможность убедиться, что он услышан и правильно понят. Это можно сделать кивком головы (но не следует злоупотреблять этим приемом, чтобы не превратиться в «китайского болванчика»); с помощью приема перефразирования («насколько я вас понял, вы хотите…»), резюмирования («если подытожить сказанное вами, то…»), уточнения («повторите, пожалуйста, еще раз…»).

4. Пытайтесь понять не только то, что говорит собеседник, но и то, что он чувствует.

О том, как научиться активно слушать, вы можете прочитать в книге Атватера «Я вас слушаю…».

Конечно, для эффективного общения немаловажно умение говорить, убеждать. Этому также можно научиться, используя определенные приемы. Д. Карнеги предлагает, например, такие:

1. Начинайте беседу в дружеском тоне, говорите о том, что интересует вашего собеседника.

2. Начинайте с вопроса, по которому нет разногласий, чтобы собеседник ответил вам «да».

3. Во время разговора старайтесь обращаться к собеседнику по имени. Помните: ни один звук так не дорог человеку, как звук его собственного имени.

4. Никогда не говорите человеку, что он не прав. Указывая на ошибки, покажите, что их легко исправить. Но прежде исправьте свои.

5. Хвалите человека за малейшие достижения — искренне и щедро.

6. Относитесь с сочувствием к мыслям и желаниям другого человека.

7. Предоставьте большую часть времени говорить вашему собеседнику.

Для эффективного общения важно учитывать такие закономерности:

если принять задуманное сообщение за 100%, то высказанное составит 70% от задуманного, услышанное — 80% от высказанного, понятое — 70% от услышанного, а запомнится лишь 60% от понятого.

Умение общаться включает в себя также такие качества, как наблюдательность, терпимость, готовность сочувствовать и сопереживать. И обязательно чувство юмора. «Улыбки и шутки должны пронизывать серьезность, как лавсан шерстяную ткань. Тогда человеческие отношения не будут мяться» (М. Светлов).

Способностью к общению обладает каждый нормально развитый человек. Но выражена она у людей в разной степени. Способность общаться развивается только в общении. Можно ознакомиться с разными приемами общения, но без применения на практике они останутся знаниями, не перейдя в умения. Кроме того, сами эти приемы не сделают вас специалистами в области общения. Механическое их выполнение, так называемая притворная доброжелательность, или «синдром стюардессы», не останется незамеченным партнерами по общению. Для успешного общения необходим искренний интерес к другому человеку, искреннее принятие его таким, какой он есть, способность радоваться общению с другими людьми.

Итак, если подытожить сказанное выше, для успеха в профессиональной карьере и жизни в целом необходимы следующие  условия:   внутренний   покой,   понимаемый   как свобода от страха, гнева и чувства вины; высокий уровень энергии,  физическое  и  психическое здоровье;

хорошие взаимоотношения с другими людьми; финансовая свобода;

цели и идеи, ради которых стоит тратить силы и время; чувство осуществления себя, когда «человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим» (К. Ясперс).