1. Журналист
1.1. Виды ответственности:
· посещение мест, где происходят важные события, присутствуют интересные личности;
· интервьюирование людей;
· видео- и фотосъемки, звукозапись с мест событий;
· монтаж материала, написание текстов и сценариев;
· анализ развития событий;
· оценка ситуаций;
· изучение сопутствующей информации;
· подготовка статей, отчетов, видео- и фотосюжетов;
· сотрудничество и общение с местной администрацией, милицией, службой скорой помощи, больницами, отелями, ресторанами, агентствами новостей, профсоюзами, учебными заведениями и т.п., а также с различными представительствами и посольствами зарубежных стран;
· участие в пресс-конференциях, экономических, политических, культурных, спортивных событиях, в различного рода демонстрациях, парламентских сессиях, судебных заседаниях, военных операциях, в работе бирж, встречах акционеров, церковных службах и т.д.
1.2. Описание видов работ
Телевидение, радио, всевозможные издания нуждаются в новом поколении журналистов, способных оригинально мыслить, глубоко понимать происходящее и талантливо подавать события в средствах массовой информации.
Работа журналиста насыщена событиями и людьми, что требует от него точной оценки, разнообразных и адекватных действий, оперативности в фиксации материала, оригинальности и объективности в его обработке. Представим себе забастовку учителей в одном из городов Подмосковья, требующих выплаты зарплаты. Журналисту необходимо в департаменте образования области, в Министерстве образования России выяснить причины задержки зарплаты. Затем следует побывать на встрече с учителями, сделать запись этой встречи, провести несколько интервью, сделать видео- и аудиосъемки. Вернувшись в офис, журналист должен спланировать весь материал, подготовить текст, произвести музыкальное (или видео) оформление. Когда материал готов, он может быть представлен редактору программы.
Работая с традиционными средствами обработки материалов, журналист прежде тратил до трех дней на подготовку одного репортажа. Сегодня, используя современную компьютеризованную технологию, он делает это за три часа.
Именно поэтому журналисту сегодня необходимо иметь технические способности, уметь осваивать новые технологии. Однако первое и главное требование к журналисту — объективность, соединенная с высоким чувством ответственности.
1.3. Факты
Не так давно на нашем телевидении было три-четыре программы, сегодня жители Москвы имеют доступ к 14 программам. И число этих программ, объем их вещания возрастает. Аналогичная ситуация на радио, в газетах, журналах и т.п. Все эти средства массовой информации нуждаются в опытных журналистах, профессионалах.
1.4. Требования к кандидату
Личностные качества:
· аналитические способности;
· логическое мышление;
· здравый смысл;
· аккуратность;
· гибкость;
· творческий подход к делу;
· сочувствие людям;
· общительность;
· доброжелательность;
· способность к овладению языками;
· физическая выносливость.
Общепрофессиональные умения и навыки:
· социальная ответственность;
· конструктивные идеалы;
· быстрая и адекватная реакция;
· чувство нового в событиях, людях;
· самомотивация;
· умение убеждать;
· готовность работать вне офиса;
· качества исследователя;
· наличие профессионального чутья;
· владение иностранными языками;
· умение вести деловые переговоры;
· опыт продуктивной работы;
· готовность работать в экстремальных ситуациях;
· отличные знания в журналистике, компьютерных программах, мультимедийном дизайне;
· базовые знания по истории, географии, политологии, социологии, а также углубленные знания в одной из специальных областей (литература, спорт, искусство, экономика, политика и т.д.);
· владение техническими средствами.
1.5. Образований
Университетское образование по профилю, а также специальные курсы для работы на телевидении, радио или в периодическом издании.
1.6. Место работы
Телевидение, радио, газета, журнал, любое периодическое издание, издательство, отдел по связям с общественностью фирм и компаний (Public Relations).
1.7.Возможная карьера
Опытный журналист может сделать карьеру руководителя отдела, редактора программы, главного редактора в средствах массовой информации. В бизнесе журналист может продвинуться в РиЬНс Яе1айопз.
1.8. Тенденции
В связи с демократизацией страны журналистика становится реальной четвертой властью. Средства массовой информации становятся все более разнообразными, конкурируют между собой, ориентируются на новые технологические средства.
2. Дизайнер средств массовой информации
2.1. Виды ответственности:
· консалтинг;
· анализ текстов, фотографий, графиков и таблиц;
· оценка видеоряда, оценка значения тех или иных образов, символов, рисунков и т.д.;
· изучение средств оптимального воздействия: текстового, графического и изобразительного ряда;
· дизайн внешнего вида текста, картинки, звука, графики и таблиц;
· предложения по проспекту материала;
· общение и сотрудничество со специалистами, журналистами, редакторами, специалистами по обслуживанию и т.д.;
· владение персональным компьютером;
· манипуляция текстом, звуком, видео- и иным изобразительным рядом.
2.2. Описание видов работ
Дизайнеры СМИ разрабатывают поздравительные открытки, рекламные проекты, неоновую рекламу, конверты, брошюры, страницы газет и журналов, фон и видеоряды телевизионных передач, имидж появляющихся на сцене актеров, ведущих, специалистов и т.д. и т.п.
Они создают, используя текст, фотографии, картинки, заголовки, графики, таблицы, фон и другие средства, целостный образ, который может быть понят, с интересом воспринят, который может удерживать внимание зрителя, читателя. Их работа — это искусство, требующее вдохновения. Иногда решения принимаются мгновенно. Иногда же проходят долгие часы, сутки в поисках нужного решения. Нарабатываемый дизайнером опыт, знание им спроса потребителя подсказывают решение.
Следует также иметь в виду, что идеи дизайнера редактируются с точки зрения прагматической целесообразности: имидж газеты, конъюнктура рынка, политическая ситуация, оплаченный заказ…
2.3. Факты
Основное средство работы дизайнера на телевидении — компьютерная анимация. С середины 90-х годов компьютер стал активно использоваться для игр, рекламы, фильмов, образовательных программ, музыки.
С помощью компьютера можно менять цвет, размер, звук, внешний вид всевозможных объектов. Электронные лазерные сканеры позволяют сканировать движущиеся объекты и затем в компьютере представлять их в трехмерном пространстве. Сегодня нет необходимости создавать специальную декорацию в студии: все, что необходимо, может быть создано электронным способом.
Существует пять различных форм компьютерной анимации:
/. Создание карты — заполнение пространства цветами или изображениями;
Моделирование — дизайн в трехмерном пространстве программируемых форм объектов;
Преобразование — трансформация одних объектов в другие (например, женщины в кошку);
Редактирование — изменение внешнего вида объекта (например, изменение вида лесной поляны с использованием света и тени);
Использование спецэффектов, таких, как вращение, мерцание, наплыв и удаление, анимация, компьютерная графика и т.д.
2.4. Требования к кандидату
Личностные качества:
творческий подход к делу;
трудолюбие;
способность к овладению техническими средствами;
физическая выносливость;
аккуратность;
гибкость;
общительность;
бережливость.
Общепрофессиональные умения и навыки:
· самомотивация;
· качества исследователя;
· готовность служить клиенту;
· умение убеждать;
· готовность работать вне офиса;
· умение экономить средства организации, клиента;
· умение работать в команде;
· готовность работать в экстремальных ситуациях;
· отличное знание графики и коммуникационного дизайна;
· базовые знания по журналистике;
· владение техническими средствами;
· чувство цвета, формы, размеров и внешности.
2.5. Образование
Специальная художественная подготовка по дизайну. Специальные курсы по компьютерной графике, анимации, дизайну.
2.6. Место работы
Телевидение, радио, газеты, журналы, издательства, типографии, агентства новостей, рекламные агентства.
2.7.Возможная карьера
Приобретая опыт, дизайнер СМИ получает самостоятельные проекты, подготавливает ассистентов, молодых специалистов и все в большей степени занимается разработкой идей, а не их техническим исполнением.
Руководитель отдела по дизайну, отдела по связям с прессой, с общественностью в фирме или компании — вполне реальная цель молодого специалиста.
2.8. Тенденции
Уже сегодня стало очевидно, что будущее дизайнерского творчества — это компьютерные технологии. Карандаши, резинки, ножницы… — все подобные инструменты дизайнерского искусства уже в прошлом. Обучение в процессе выполнения заказов — также характерная тенденция овладения профессией. Дизайнерское творчество прагматизируется, тесно увязывается с потребностями рынка товаров и услуг, становится органической формой бизнеса.
3. Информационный брокер
3.1. Виды ответственности:
· посещение клиентов;
· консалтинг;
· продвижение услуг;
· анализ фактов и информации;
· поиск информации;
· исследование баз данных;
· использование Оnline-услуг;
· использование телеграфных, биржевых новостей;
· разработка исследовательских стратегий для сбора информации;
· предложение информации исследовательским институтам, университетам, агентствам новостей, компаниям;
· общение и сотрудничество с коллегами из информационных центров;
· поиск адресатов в Интернете;
· обсуждение проблем использования Интернета и других сетей;
· продвижение информации посредством Интернета и других сетей;
· ведение дел бухгалтерского учета;
· работа в офисе.
3.2. Описание видов работ
Информационному брокеру необходим небольшой офис, но очень мощный компьютер с доступом в любые международные сети. С помощью модема брокер может изучать базы данных в США, считывать биржевую информацию в Сингапуре, участвовать в телеконференции по новым информационным технологиям в Великобритании, взглянуть между прочим на последние результаты чемпионата Европы по футболу и т.д. Информационный брокер торгует продуктом, который называется «информация». Он получает этот продукт со всего мира по электронным сетям. Интернет пользуется особой любовью брокеров, ибо это самый информативный и к тому же нередко бесплатный источник информации.
Клиентами брокеров являются компании, исследовательские институты, правительственные агентства — практически все организации, нуждающиеся в срочной и разнообразной информации, повседневный доступ к которой затруднен. Прежде чем начать сбор нужной информации, брокер разрабатывает стратегию обследования тысяч баз данных, ибо информация в них структурируется по-разному.
Разумеется, рабочий день информационного брокера не лимитирован. Брожение по телекоммуникационным сетям — это форма фанатизма.
3.3. Факты
Общеизвестно, что каждые пять лет фактические знания удваиваются. Эксперты предсказывают, что после 2000 года такое удвоение будет происходить каждые два года, а после 2010-го — каждый год.
Ежедневно в мире печатается 3000 книг, 200 000 научных журналов; 2000 энциклопедий выпускается ежегодно. С появлением СD-RОМ и телекоммуникационных способов получения информации ситуация на информационном рынке качественно изменилась. Так, энциклопедия «Британика», включающая 30 огромных томов, сейчас доступна на СD-диске, и доступ этот открыт каждому через Интернет. К концу 1996 года в международных сетях насчитывалось более 6500 электронных баз с открытым доступом для потребителей.
Однако в этих информационных джунглях нужен проводник, который может помочь найти верную дорогу. Такой проводник — информационный брокер. Коммерческие компании зарубежья открывают информационные отделы, в каждом из которых работает до 250 информационных брокеров. В США общее число информационных брокеров в 1996 году составляло 15 000, в Германии — 6000. В мире более 15 000 агентств работают в сфере информационного брокерства.
3.4. Требования к кандидату
Личностные качества:
· здравый смысл;
· качества лидера;
· аналитические способности;
· логическое мышление;
· бережливость;
· неприятие коррупции;
· психологическая устойчивость;
· аккуратность;
· гибкость;
· творческий подход к делу;
· сочувствие людям;
· общительность;
· физическая выносливость.
Общепрофессиональные умения и навыки:
· готовность служить клиенту;
· самомотивация;
· качества исследователя;
· умение продвигать товары и услуги;
· готовность работать вне офиса;
· наличие профессионального чутья;
· умение экономить средства организации, клиента;
· владение навыками делового общения и сотрудничества;
· готовность работать в экстремальных ситуациях;
· опыт продаж;
· способность работать с цифрами, числами, датами;
· способность к классификации, систематизации информации, созданию информационных банков;
· владение техническими средствами;
· владение иностранными языками.
3.5. Образование
Университетская подготовка в сфере информационных наук. Специальная подготовка по делопроизводству.
3.6. Место работы
Исследовательские институты, университеты, информационные центры, издательства, периодические издания, агентства новостей, частные компании и ведение собственного бизнеса.
3.7.Возможная карьера
Карьера информационного брокера тесно связана с опытом его работы. В бюджетной организации’, компании он может рассчитывать на должность руководителя информационного отдела. Более привлекательной карьерой для него может быть собственный бизнес. Однако главная проблема в бизнесе брокера — наличие клиентов.
3.8. Тенденции
По мере развития рынка в России спрос на информацию возрастает. Стимулируют этот спрос и бурно развивающиеся телекоммуникационные сети. В конце 1996 года только в Москве было зарегистрировано более 2000 сетей самого различного предназначения. Самым активным образом внедряется в России и Интернет, доступ к которому сегодня имеет практически каждая уважающая себя фирма.
4. Исследователь рынка
4.1. Виды ответственности
· интервьюирование людей;
· консалтинг;
· продвижение услуг;
· анализ информации;
· оценка покупательских приоритетов, вкусов, спроса;
· разработка маркетинговых стратегий;
· убеждение клиентов;
· предложение рекламных возможностей;
· прогнозирование тенденций на рынке;
· работа на компьютере;
· организация маркетинговых исследований;
· подготовка докладов и публикаций;
· контроль;
· работа в офисе.
4.2. Описание видов работ
Исследователь рынка на основе статистики и фактов, определяющих тенденции на рынке, прогнозирует его развитие. Эти прогнозы определяют работу крупнейших международных компаний.
Главное, что необходимо получить любому клиенту от исследователя рынка — это ответы на насущные для него вопросы. К примеру, какова может быть доля компании на рынке в текущем году и в перспективе; как относятся и будут относиться потребители к предлагаемому товару (услуге); удовлетворены ли они формой обслуживания; какие телевизионные и радиопрограммы наиболее популярны, какие разделы газеты, журнала наиболее важны с точки зрения читателя; за какую политическую партию люди будут голосовать, если выборы будут завтра; какой певец наиболее популярен; как часто люди посещают спортивные акции и какие именно; покупают ли они продукты в специализированном магазине или в супермаркете; насколько привлекательны для людей те или иные личности, события, факты? Практически нет такого вопроса, который бы не интересовал клиента в связи с изучением рынка спроса. Руководство компаний нуждается в знании всего этого, чтобы определить свою стратегию на рынке. И чтобы ответить на все эти вопросы, нужна длительная, кропотливая исследовательская работа.
Исследование рынка должно быть проведено и представлено в виде доклада заранее. Надежность исследования требует использования различных источников информации (анализ прессы, опрос на улице, экспертные оценки), достаточного объема данных, а также современных технологий сбора и обработки информации. Результаты исследования публикуются в форме брошюры и устно докладываются в офисе клиента.
4.3. Факты
Ежегодно в Германии тратится 1 миллиард долларов США на исследование рынка. 5,5 млн. людей интервьюируются: из них 4 млн. — на улице, и 1,5 млн. — по телефону. В России работа по исследованию рынка находится в зачаточном состоянии.
4.4. Требования к кандидату
Личностные качества:
· аналитические способности;
· логическое мышление;
· качества лидера;
· бережливость;
· аккуратность;
· гибкость;
· творческий подход к делу;
· способность к овладению языками;
· сочувствие людям;
· общительность.
Общепрофессиональные умения и навыки:
· готовность служить клиенту;
· умение учитывать различные точки зрения, мнения;
· самомотивация;
· умение убеждать;
· готовность работать вне офиса;
· качества исследователя;
· организационные способности;
· умение контролировать;
· умение продвигать товары и услуги;
· умение ставить и решать проблемы;
· умение экономить средства организации, клиента;
· владение навыками делового общения;
· владение иностранными языками;
· навыки практической психологии;
· способность работать с цифрами, числами, графиками, диаграммами
· и статистикой;
· отличные знания в области изучения рынка;
· базовые знания в психологии, социологии, экономике, политологии,
· рекламе;
· опыт разработки вопросников;
· владение техническими средствами.
4.5. Образование
Университетская подготовка в одной из следующих областей: экономика, бизнес-администрирование, психология, социология, политология. Практическая подготовка внутри компании, успешно работающей на рынке.
4.6. Место работы
Институты но исследованию рынка, правительственные и региональные агентства, банки, страховые компании, торговые дома, рекламные агентства, бизнес-ассоциации.
4.7.Возможная карьера
Имея опыт практических исследований, специалист может стать руководителем отдела или директором агентства, возможно и открытие собственного дела.
4.8. Тенденции
Сегодня лидеры в исследовании международного рынка — «МсDonald’s» и «СосаСо1а». До 30 % дохода «СосаСо1а» тратит на продвижение своего товара. Это гигантская цифра, но она и дает эффективную отдачу. Россия только вступает на рынок; необходимость его исследования — это неизбежное ближайшее будущее любой более или менее крупной компании.
5. Менеджер средств массовой информации
Виды ответственности:
- консалтинг;
- посещение клиентов;
- продажа рекламного времени на телевидении и радио, рекламного места в газетах и журналах;
- анализ потребностей зрителей, слушателей и читателей;
- анализ целевых групп потребителей рекламы, а также путей и форм воздействия на них;
- организация социологических опросов, оценка рейтинга программы, издания, оценка процента отклика на рекламу;
- поиск новых путей рекламирования товаров и услуг;
- разработка рекламных кампаний по заказам организаций;
- убеждение клиентов;
- прогноз тенденций на рекламном рынке;
- общение и сотрудничество с различными средствами массовой информации;
- обсуждение цен на рекламном рынке;
- подготовка рекламных брошюр, логотипов и т.п.;
- работа в офисе.
5.2. Описание видов работ
Менеджер средств массовой информации постоянно борется на рекламном рынке за удержание и увеличение целевых групп зрителей, слушателей, читателей. Его рабочий день, как правило, составляет не менее 12 часов: встречи с клиентами, коллегами, специалистами и т.д.
В телевизионном бизнесе главная цель менеджера — привлечь как можно больше молодых зрителей к своему каналу, к своей программе. Чем более популярен канал, тем выше расценки на рекламное время, тем выше доход менеджера. Квота, которую выделяет организация на рекламу, определяется прежде всего популярностью средства массовой информации. Четырнадцать каналов на российском телевидении ежедневно конкурируют в борьбе за зрителя. Никто не учитывает субъективных обстоятельств, ибо успех в этой конкуренции измеряется вполне объективно. Нет успеха — нет работы! Работа менеджера — это постоянный стресс. Они сами не производят программы, но должны решать все организационные вопросы (подбор творческой группы, организация съемок, монтаж и запуск в эфир программы, организация социологических обследований, выявление рейтинга, процента отклика на рекламу и т.п.)
Аналогичные проблемы решают менеджеры на радио, в газетах и журналах. В печатных средствах массовой информации реклама должна отвечать вкусу читателей. Менеджеру необходимо постоянно искать свою рыночную нишу и быть готовым к тому, что она в любое время может быть занята конкурентами. Важнейшим показателем печатных средств является тираж. Если менеджеру удается поднять тираж, то автоматически поднимается и стоимость рекламного места.
5.3. Факты
Основная конкурентная борьба на рекламном рынке идет за свободное время зрителей и читателей. Что делают россияне в свое свободное время? Результаты опроса представлены в следующей таблице:
Формы проведения свободного времени в порядке ранжирования | 1956 г. | 1966 г. | 1976 г. | 1986 г. | 1996 г. |
1 | Чтение газет, журналов | Посещение театров, концертов, кино | Чтениегазет, журналов | Телевидение | Телевидение |
2 | Работа на даче | Долгий сон | Радио | Чтение газет, журналов | Чтение газет, журналов |
3 | Ходьба по магазинам | Визиты к друзьям | Телевидение | Радио | Радио |
4 | Ремонтные работыпо дому | Телевидение | Позднее вставание | Телефонные разговоры | Телефонные разговоры |
5 | Игры с детьми | Досуг вкругу семьи | Разговоры ссоседями | Пассивныйотдых (сон) | Работа надаче |
Как видно из таблицы, телевидение не утратит своего лидирующего положения в ближайшие годы. Этому способствует развитие интерактивного телевидения. В США 50 % домохозяек пользуются интерактивным телевидением, в Австралии — 20 %, в Японии — 12 %, в Европе — 2 %. В России использование интерактивного телевидения пока затруднено в связи с отсутствием цифровых каналов связи. В мире же существуют следующие услуги интерактивного телевидения:
1.Видео по желанию — возможность выбора фильмов либо передач;
2.Телебанк — возможность производить банковские расчеты из дома;
3.Телеобразование — возможность осваивать те или иные курсы по интерактивному телевидению;
4.Телемагазин — представляет товары разных фирм, которые зритель может купить, не выходя из дома.
5.4. Требования к кандидату
Личностные качества:
- аналитические способности;
- здравый смысл;
- гибкость;
- творческий подход к делу;
а качества лидера; - бережливость;
- аккуратность;
- способность к овладению техническими средствами;
- способность к овладению иностранными языками.
Общепрофессиональные умения и навыки:
- самомотивация;
- умение убеждать;
- качества исследователя;
- наличие профессионального чутья;
- готовность работать вне офиса;
- организационные способности;
- готовность служить клиенту;
- умение продвигать товары и услуги;
- владение менеджерской техникой;
- владение навыками делового общения и сотрудничества;
- владение иностранными языками;
- умение работать в команде;
- отличные знания в исследовании рынка и в рекламе;
- базовые знания в бизнес-администрировании;
- опыт менеджмента в средствах массовой информации;
- владение техническими средствами.
5.5. Образование
Хорошая профессиональная подготовка в бизнес-администрировании. Подготовка внутри компании. Позитивный опыт работы в перспективной организации.
5.6. Место работы
Телевидение, радио, газеты, журналы, любые периодические издания, издательства, типографии, рекламные агентства.
5.7.Возможная карьера
Самый лучший способ продвижения менеджера — это активная продажа рекламы. В таком случае и программа получает деньги, и менеджер зарабатывает. Именно на продаже рекламы формируется опыт менеджера. Потенциальный возраст менеджера для активной карьеры — 40 лет.
Наиболее перспективной карьерой для опытного профессионала-менеджера является частный бизнес.
5.9. Тенденции
Телекоммуникационные сети и интерактивное телевидение обеспечивают все в большей мере реальный доступ населения к средствам массовой информации. С учетом этой тенденции и происходят изменения на рекламном рынке.
6. Дизайнер мультимедиа
6.1. Виды ответственности
- консалтинг;
- анализ текста, картинок, графики, таблиц;
- изучение оптимальных возможностей представления мультимедийных средств в программе;
- разработка макета программы;
- общение и деловое сотрудничество со сценаристами, авторами, звукорежиссерами, педагогами, производителями различных услуг;
- дизайн текста, оформление в тексте картинок, звука, видеоматериалов;
- разработка оптимального программного обеспечения;
- владение персональным компьютером;
- хорошее манипулирование мультимедийными средствами.
6.2. Описание видов работ
Работа дизайнера мультимедиа во многом напоминает работу дизайнера СМИ. Несмотря на то что дизайнер мультимедиа в большей степени художник нежели техник, техническое исполнение играет огромную роль. Готовый продукт дизайнера — СD-RОМ (Соmpact Disc Read Only Memory), которые используются вместе с телекоммуникационными компьютерными технологиями. Дизайнер мультимедиа может комбинировать самые различные средства. Его задача состоит в том, чтобы помочь учащимся, студентам освоить курс в процессе телеобразования, побудить покупателей приобрести нужный товар в телемагазине, клиентов — заказать нужную услугу через телекоммуникационный сервис или воспользоваться телебанком и т.п. Для того чтобы дизайнер нашел оптимальное решение, он должен проникнуться содержанием, войти глубоко в суть дела, очень хорошо знать возможные средства выражения этой сути.
6.3. Факты
Преимущество СD-RОМ заключается в возможности хранить и воспроизводить огромные объемы информации. На обычном СD-RОМ можно хранить 700 МЬ информации, что соответствует примерно 4000000 знаков машинописного текста. Кроме того, СD-RОМ может хранить звук, цвет, видеозапись. В начале 1997 года появился новый тип СD-RОМ с объемом памяти 18 DvD, на котором может уместиться цветной видеофильм продолжительностью 520 минут. Телеобучение, телебанк, телемагазин и тому подобное требуют цифровых линий, которые сегодня получают развитие в России. Такие сети позволят организовать также и телекоммуникационные формы работы, и телекоммуникационные офисы.
6.4. Требования к кандидату
Личностные качества:
- творческий подход к делу;
- трудолюбие;
- аналитические способности;
- логическое мышление;
- гибкость;
- здравый смысл;
- сочувствие людям;
- терпеливость;
- бережливость;
- способность к овладению иностранными языками;
- способность к овладению техническими средствами.
Общепрофессиональные умения и навыки: - конструктивные идеалы;
- качества исследователя;
- самомотивация;
- готовность служить клиенту;
- наличие профессионального чутья;
- умение экономить средства организации, клиента;
- готовность работать в экстремальных ситуациях;
- отличные знания компьютерной графики, телекоммуникационных средств и мультимедийного дизайна;
- базовые знания в образовании, банковском деле, туризме, бизнес-администрировании;
- чувство цвета, формы, размеров, музыки;
- владение техническими средствами.
6.5. Образование
Предпочтительным базовым образованием является художественный колледж со специализацией «компьютерная графика». Специальная подготовка в области компьютерного дизайна. Желателен опыт работы в компании.
6.6. Место работы
Телевидение, издательства, типографии, рекламные агентства, банки, турагентства, бизнес-компании.
6.7. Возможная карьера
После обучения дизайнеру мультимедиа необходим как минимум трехлетний позитивный опыт работы. Для опытного дизайнера реальны возможности руководителя отдела, а также открытие собственного дела.
6.8. Тенденции
Телекоммуникации и СD-RОМ все в большей степени определяют деловую жизнь, культуру и даже частную жизнь людей. Традиционная для России библиотечная система уступает место новым, эффективным мультимедийным средствам. Содержание образования все в большей степени опирается также на мультимедийные средства. Все это указывает на то, что профессия дизайнера мультимедиа имеет хорошую перспективу.
7. Опliпе-редактор
7.1. Виды ответственности
- анализ телевизионных и радиопрограмм, статей периодических изданий;
- оценка программ и статей для Оnlinе-редактирования;
- изучение базовой информации по различным направлениям;
- развитие маркетинговой стратегии по Оnlinе-услугам;
- создание Оnlinе-информации;
- подготовка графики, диаграмм, статистики, картинок, карт, энциклопедической информации и т.д.;
- общение и сотрудничество с журналистами, коллегами;
- координирование доступа к Интернету;
- организация ответов на вопросы;
- организация дискуссий и конференций;
- организация технической помощи;
- координация мультимедийных услуг;
- работа в офисе.
7.2. Описание работ
Если вам необходимо в режиме реального времени (Оnlinе) получить телефон редакции, программу которой вы смотрите сейчас по телевидению, если вы хотите получить дополнительную информацию газеты «Известия», которую вы держите в руках, если вам нужно получить статью из энциклопедии «Британика», если вам нужен доступ к телебанку, телемагазину в Интернет, -вам необходимо сделать то, что обычно делает Оnlinе-редактор. Через телекоммуникационные средства в режиме реального времени сегодня доступна любая информация. Но людям нужны не дубликаты газет, журналов, книг, полученных телекоммуникационно, а краткие резюме, отдельные отрывки, исходная информация с графиками, статистикой, картинками и т.д. Всю необходимую работу по подготовке таких материалов и выполняет Оnline-редактор. Короткая, конкретная и интересно поданная информация в режиме реального времени — таков его продукт.
7.3. Факты
В отличие от Интернет, Оnlinе-услуги оплачиваются. В России уже сегодня такие услуги предоставляют газеты «Московский комсомолец», «Мегаполис», журналы «Лиза», «ТВ-ПАРК», «Бурда-моден», телевизионный канал НТВ, радио «Маяк». Целостное впечатление о перспективе Оnlinе-рынка в России отражает, например, состояние Оnlinе-рынка в Германии, представленное в таблице.
Характеристики | АОL | Соmpuserveтризегуе | Еurope Оnlinе | МSN | Т-Оnlinе | |
Компания | Аmerican Оnlinе Bertelsmann | Наnd & В1ок Grоup | Вurda | Мicrosoft | Сеrman-Те1есоm | |
Начало | 1995 г. | 1991 г. | 1996 г. | 1995 г. | 1984 г. | |
Потребители (количество) | 200 000 | 420 000 | 70 000 | Нет информации | 1 600 000 | |
Виды услуг | Информационное обеспечение, спец. журналы, обучение с использованием технологий Оnlinе | Информационное обеспечение, программное обеспечение | Спец. журналы, техническая и информационная поддержка новости | Программное обеспечение, информация, обучение с использованием технологий Оnliе | Продажа товаров/услуг: обучение с использованием технологий Оnlinе, базы данных | |
Доступ в Интернет | Бесплатно | Бесплатно | Бесплатно | Бесплатно | 6,00 DМ/час | |
Е-Маil | Да | Да | Да | Да | Да | |
Базовая цена | 9,90 DМ | 19,95 DМ | 7,00 DМ | 14,00 DМ | 8,00 DМ/час | |
Часы бесплатного пользования | 2 | 5 | 2 | 2 | Нет | |
Плата за 1 час | 6,00 DМ | 4,95 DМ | 4,20 DМ | 7,50 DМ | 2,40 DМ | |
Плата за 20 часов | 117,90 DМ | 94,20 DМ | 82,60 DМ | 149,00 DМ | 175,00 DМ |
7.4. Требования к кандидату
Личностные качества:
- творческий подход к делу;
- логическое мышление;
- аналитические способности;
- гибкость;
- здравый смысл;
- сочувствие людям;
- способность к овладению техническими средствами;
- бережливость;
- психологическая устойчивость;
- терпеливость;
- физическая выносливость.
Общепрофессиональные умения и навыки:
самомотивация;
- конструктивные идеалы;
- качества исследователя; •
- наличие профессионального чутья;
- умение экономить средства организации, клиента;
- готовность служить клиенту;
- готовность работать в экстремальных ситуациях;
- отличное знание журналистики и информационных наук;
- базовые знания в образовании, банковском деле, туризме, делопроизводстве и бизнес-администрировании;
- владение техническими средствами;
- опыт работы с мультимедиа;
- наличие профессионального чутья;
- умение работать в команде.
7.5. Образование
Университетская подготовка по журналистике или информационным наукам. Дополнительный курс делопроизводства. Опыт практической работы или подготовка внутри компании.7.6. Место работы
Организации, оказывающие Оnlinе-услуги, телевидение, радио, издательства, периодические издания, бизнес-компании и т.д.
7.7.Возможная карьера
Профессия слишком молода, чтобы предсказать точную карьерную лестницу, однако очевидна объективная потребность в таких специалистах на телевидении и в телекоммуникационных компаниях. Вполне возможно открытие собственного дела.
7.8. Тенденции
Общее развитие телекоммуникационных услуг, переход на цифровые линии связи, как и возрастание значение информации в жизни всего общества указывают на устойчивую тенденцию повышения интереса к данной профессии.
8. Продюсер
8.1. Виды ответственности
· посещение директоров программ;
· консалтинг;
· анализ сценариев;
· поиск директоров программ и актеров;
· разработка бюджета программы;
· ведение делопроизводства и контроль за расходованием средств;
· планирование расписания работы занятых в программе людей;
· убеждение клиентов;
· подготовка тем для фильмов и программ;
· общение и сотрудничество с телевидением, агентствами, студиями;
· переговоры по ценам;
· организация производства;
· координация всех видов работ;
· подготовка персонала;
· работа в офисе.
8.2. Описание видов работ
Телевизионная игра, документальный или художественный фильм, сериал… — любая художественная программа осуществляется продюсером начиная от идеи и до контроля оплаты счетов при сдаче программы. Продюсер подбирает актеров, операторов, директора программы. Он калькулирует расходы, определяет ежедневное и перспективное расписание. Он ответствен, в конечном счете за результат. Клиентами продюсера являются частные либо государственные компании.
Рабочий день продюсера никогда не кончается. Когда оператор в конце рабочего дня выключает свет, продюсер обдумывает план следующего дня. Что может случиться? Позволит ли погода сделать съемки? Не подведут ли актеры? Где взять необходимые реквизиты? И таких вопросов бесконечное множество. Продюсеру необходимо чувствовать своего будущего зрителя. Почти наверняка знать его реакцию на те или иные сюжеты.
Продюсер должен быть бизнесменом, соотносить затраты и возможные доходы от своей работы. Он должен хорошо представлять рынок и уметь продвигать на этом рынке свой продукт. Все — от мелких ссор в команде до конечного вопроса, пойдет или не пойдет продукт на рынке, — зависит от продюсера.
8.3. Факты
Четырнадцать телевизионных станций ежедневно транслируют десятки оригинальных программ. Общий денежный оборот этих программ возрос с 1993 года на 1500 %. Одним из наиболее выгодных видов бизнеса является бизнес про-дюсерский.
8.4. Требования к кандидату
Личностные качества:
- аналитические способности;
- здравый смысл;
- аккуратность;
- творческий подход к делу;
- гибкость;
- сочувствие людям;
- общительность;
- качества лидера;
- трудолюбие;
- бережливость;
- психологическая устойчивость;
- физическая выносливость.
Общепрофессиональные умения и навыки:
самомотивация;
- готовность служить клиенту;
- наличие профессионального чутья;
- умение убеждать;
- умение экономить средства организации, клиента;
- умение контролировать;
- умение ставить и решать проблемы;
- владение навыками делового общения и сотрудничества;
- опыт продаж;
- организационные способности;
- готовность работать вне офиса;
- организационные способности;
- умение продвигать товары и услуги;
- навыки практической психологии;
- готовность работать в экстремальных ситуациях;
- владение менеджерской техникой;
- умение работать в команде;
- отличные знания в производстве программ;
- базовые знания в создании программ на телевидении;
- опыт в ведении бухгалтерского учета и финансов.
8.5. Образование
Университетское гуманитарное или художественное образование. Опыт работы в качестве директора театра, дизайнера средств массовой информации, директора программы. Позитивный опыт реализованных проектов.
8.6. Место работы
Государственные или частные продюсерские компании.
8.7.Вероятная карьера
Самой перспективной карьерой является открытие собственного бизнеса. Сотрудничество с государственными и частными компаниями не сулит перспективных должностей, но может обеспечить стабильный доход профессиональному продюсеру.
8.8. Тенденции
Потребность в продюсерах возрастает ежегодно, поскольку расширяется рекламный рынок и рынок информационных программ. Совершенствуется технология как создания, так и продвижения программ. Возрастает связь про-дюсерского творчества и бизнеса.
9. Сценарист
9.1. Виды ответственности
· расписание сценариев, историй, диалогов и т.п.;
· сотрудничество с редакторами, продюсерами, директорами программ;
- разработка сюжетов для телевизионных звезд, звезд эстрады, театра и
т.д.;
· сотрудничество с рекламными агентами, ведущими рекламодателями;
· сервисное консультирование директоров программ;
- анализ тенденций (восприятие художественной продукции, форм продвижения рекламы и т.д.);
· поиск и разработка сюжетов;
· ведение деловых переговоров по договорам, ценам, партнерским отношениям.
9.2. Описание видов работ
Российский зритель уже привык к бесконечным сериалам «мыльных опер», к привлекательным для зрителя игровым, музыкальным, литературно-художественным, историческим, специально-научным и подобным программам, которые прерываются с определенной периодичностью рекламными паузами. Эти-то рекламные паузы и являются хлебом сценариста. Разрабатывая сценарий, он должен учесть интересы, вкусы, пристрастия зрителя, слушателя, суметь завоевать его, удержать у экрана телевизора, радиоприемника. Сценарист всегда работает в условиях ограниченного бюджета. Поэтому он разрабатывает сценарий, как правило, не требующий больших затрат (съемки в павильонах, круг действующих лиц невелик, возможность замены действующих лиц, значительная роль диалогов, а не действий и т.п.).
Сценарист — это промоутор рекламы. Поэтому он должен предусмотреть эффект рекламных пауз (например, снятие или повышение напряжения). Сценарист работает в команде, производящей или продающей программу. В этой команде ему отводится роль «генератора идей», доступных и интересных массовому потребителю. Производство хороших программ на западном рынке стоит достаточно дорого — от 1 до 10 тысяч долларов за 1 минуту. Сценарии «мыльных опер» закупаются сегодня Россией несравненно дешевле.
9.3. Факты
17 апреля 1997 года российские телезрители могли посмотреть на телевидении 29 различных сериалов.
В Германии число ежедневных сериалов достигает 100, а в США человек круглосуточно погружается в джунгли сериалов.
9.4. Требования к кандидату
Личностные качества:
- творческий подход к делу;
- гибкость;
- сочувствие людям;
- общительность;
- логическое мышление;
- аналитические способности;
- терпеливость;
- доброжелательность.
Общепрофессиональные умения и навыки:
- литературно-художественные способности;
- умение чувствовать «героев» программ;
- наличие профессионального чутья;
- самомотивация;
- готовность работать в экстремальных ситуациях;
- бережливость;
- навыки практической психологии;
- готовность служить клиенту;
- умение работать в команде;
- хорошее знание русского языка и литературы;
- опыт сценарной работы;
- готовность воспринимать новые тенденции и развивать их как в литературно-художественной сфере, так и на рекламном рынке;
- организационные способности;
- владение техническими средствами;
- владение иностранными языками;
- владение менеджерской техникой.
9.5. Образование
Университетская подготовка в области русского языка и литературы, журналистики со специализацией в сценарном мастерстве.
9.6. Место работы
Телевидение, частные компании, издательства.
9.7.Возможная карьера
Молодому сценаристу лучше начинать ассистентом в хорошо сложившейся команде по производству сценариев. После «подсобной» работы в команде он может перейти к написанию диалогов и лишь затем, приобретя литературный и менеджерский опыт, стать лидером.
9.8. Тенденции
Во всем мире существует потребность в молодых талантливых сценаристах. Россия все больше переходит от копирования западных программ, закупки зарубежных сценариев к созданию собственных — с российским сюжетом и русскими актерами. Это открывает хорошие перспективы для российских сценаристов.
10. Неофициальный автор
Неофициальный автор — это автор, который готовит по заказу для кого-нибудь речи, доклады, статьи, книги и не заявляет официально свое авторство.
10.1. Виды ответственности
- написание речей, докладов, отчетов, статей, книг и т.д.;
- консалтинг;
- анализ фактологического материала в изучаемой области;
- анализ социологических, политических, литературно-художественных тенденций;
- поиск и разработка сюжетов;
- сотрудничество со средствами массовой информации.
10.2. Описание видов работ
Неофициальный автор всегда присутствовал в речах и статьях политиков, государственных деятелей. В последнее время эта профессия становится все более и более востребуемой в бизнесе.
Сегодня редко можно встретить сколько-нибудь крупное акционерное объединение, фонд, ассоциацию и т.п., руководители которых не прибегали бы к профессиональной помощи неофициальных авторов.
Работу таких авторов можно назвать поистине титанической. Они собирают, анализируют и шлифуют свои материалы постоянно. Неофициальный автор должен хорошо знать того человека, которого он представляет, особенности его характера, способа мышления, форму выражения мыслей. Ведь подобное представление происходит всегда публично и малейшая фальшь, неестественны:! речевой оборот будут заметим людям, очень часто догадывающимся о наличии неофициального автора.
Неофициальный автор, как правило, близок к боссу, к человеку, для которого он работает. Его рабочий день проходит не только в офисе, но и дома, на деловых приемах, встречах с журналистами и т.п.
Неофициальный автор — это интеллектуал-одиночка, и потому в коллективе к нему нередко относятся с завистью, недоброжелательно.
10.3. Факты
Как правило, каждый министр имеет двух неофициальных авторов. По оценкам экспертов, на западном рынке заняты более 55 000 неофициальных авторов-профессионалов.
10.4. Требования к кандидату
Личностные качества:
- аналитические способности;
- логическое мышление;
- аккуратность;
- гибкость;
- творческий подход к делу;
- сочувствие людям;
- трудолюбие;
- терпеливость;
- аккуратность;
- неприятие коррупции.
Общепрофессиональные умения и навыки:
- готовность служить клиенту;
- способность чувствовать возможную аудиторию;
- наличие профессионального чутья;
- самомотивация;
- умение убеждать;
- качества исследователя;
- владение навыками делового общения и сотрудничества;
- умение работать в команде;
- способность работать со статистикой, цифрами, графиками;
- готовность работать в экстремальных ситуациях;
- отличное знание русского языка и литературы;
- журналистские, писательские способности;
- базовые знания в политике, экономике и т.д.;
- опыт в неофициальном авторстве;
- владение техническими средствами;
- владение иностранными языками.
10.5. Образование
Университетская подготовка в сфере журналистики, философии, литературы, социологии, политологии, экономики и т.д.
10.6. Место работы
Официальные государственные и политические организации, отделы по связям с общественностью государственных и частных компаний, крупные акционерные общества, фонды, ассоциации и т.д.
10.7.Возможная карьера
Продвижение неофициального автора связано с реальными успехами в творческой работе и ростом дохода. При наличии хорошего опыта и устойчивых связей на рынке весьма перспективно открытие собственного дела.
10.8. Тенденции
Связи с общественностью – Рublic Relations — одно из самых перспективных направлений бизнеса в России. А именно из этой сферы рекрутируют; неофициальные авторы. По мере развития российского бизнеса данный рынок труда будет постоянно расширяться.
11. Технический редактор
o Виды ответственности
разработка технической документации;
консалтинг;
- анализ технических и технологических процедур; поиск наиболее оптимальной сборки технического оборудования;
- разработка вариантов и направлений использования технического оборудования;
- разработка технических инструкций;
- создание руководств для пользователей;
- предложения по разработке проспектов;
- общение и сотрудничество с конструкторами, инженерно-техническими работниками.
11.2. Описание видов работ
Невозможно представить сегодня гигантский и разнообразный рынок технической продукции без инструкций, технических рекомендаций, руководств и т.п. Все это результат работы технических редакторов. Их главная задача — представить сложную современную технику потребителю столь просто, чтобы даже домохозяйка могла реально ею пользоваться.
Боязнь новой техники, консерватизм в использовании привычного и, наконец, нежелание тратить деньги — вот основные предубеждения потребителя, которые необходимо все время преодолевать техническому редактору.
Считается, что дидактические способности редактора, способность просто и занятно представить сложное, играют большую роль, чем технические.
11.3. Факты
В России насчитывается более 30 000 технических редакторов. Более 5 000 специалистов востребуется ежегодно на рынке труда. Россия импортировала в 1996 году продукции на сумму 38,5 миллиона долларов США. Из них 34 % было истрачено на новую техническую продукцию, требующую соответствующего представления потребителю.
11.4. Требования к кандидату
Личностные качества:
- аналитические способности;
- логическое мышление;
- творческий подход к делу;
- трудолюбие;
- терпеливость;
- аккуратность;
- бережливость;
- сочувствие людям;
- способность к овладению техническими средствами.
Общепрофессиональные умения и навыки:
- готовность служить клиенту;
- умение убеждать;
- наличие профессионального чутья;
- самомотивация;
- умение экономить средства организации, клиента;
- умение вести деловые переговоры;
- навыки практической психологии;
- способность работать с чертежами и схемами;
- готовность работать в экстремальных ситуациях;
- умение работать в команде;
- отличное знание инженерной техники;
- базовые знания в компьютерных науках;
- владение техническими средствами;
- способность стимулировать восприятие схем, текстов, рисунков.
11.5. Образование
Университетское образование в сфере инженерного дела либо компьютерной техники.
11.6. Место работы
Производители технического и электронного оборудования, инженерные компании, импортеры технической продукции, редакторские отделы компаний.
11.7.Возможная карьера
Технический редактор, приобретая опыт, может претендовать на высокую зарплату. Возможен самостоятельный бизнес.
11.8. Тенденции
Компьютеризация и технизация всех сторон жизни возрастает на наших глазах. Отсюда устойчивая потребность в технических редакторах.
12. Wеb-мастер
12.1. Виды ответственности
- подготовка Wеb-страниц (НТМL-страниц, Интернет);
- администрирование Wеb-приложений;
- построение архитектуры «клиент-сервер»;
- администрирование корпоративной сети;
- администрирование глобальной сети;
- разработка Wеb-приложений;
- технический консалтинг для пользователей;
- поддержка с помощью Wеb-проектов фирмы, заказчиков;
- поиск необходимой информации;
- общение и деловое сотрудничество с фирмами, занимающимися «Internet Promotion»;
- координация доступа к Интернету;
- информирование руководства компании по возможностям Интернет-сервиса.
12.2. Описание видов работ
«World Wide Wеb» — «всемирная паутина» — предлагает относительно недорогой способ объединения деловых партнеров и заказчиков во всем мире. Стремительно развивается торговля с выбором и оплатой товара по сети и его получение с курьером. Покупатели могут размещать заказы, а продавцы — свои предложения на Wеb-страницах. Появляющиеся заказы на интерактивные финансовые трансакции делают электронную торговлю проще и безопаснее. Поддержка с помощью Wеb не заменяет телефонную горячую линию, но может уменьшить число обращений к ней и улучшить уровень обслуживания заказчика. Это простой и удобный способ получения информации от заказчика. Wеb-страница может предложить посетителям заполнить форму или оставить свет; сообщения. Таким образом, посетители могут аыеказать свое мнение или запросить интересующую их информацию. Программы поиска Wеb делают поиск необходимых документов быстрым и простым. Они позволяют проследить за самой последней информацией, например, получить справку о предполагаемом клиенте и т.д. Все работы, связанные с подготовкой и размещением информации на WWW-сервере, с поиском информации, с поддержкой тех или иных конкретных проектов фирмы-заказчика или собственной организации, и выполняет Web-мастер.
12.3. Факты
Интернет сегодня стал для многих фирм средством массмедиа номер один. С Интернетом работает 18 % населения планеты. Ни одна из отдельно взятых газет, теле- и радиопрограмм не может похвастаться таким охватом территории. И не случайно, что многие печатные издания постепенно осваивают просторы Интернета и Wеb-пространства. Издательский дом «Деловой мир» разместил в WWW свои журналы «Товары и цены», «Туризм и отдых», «Товары и услуги». По России сегодня насчитывается более 500 WWW-серверов.
12.4. Требования к кандидату
Личностные качества:
- логическое мышление;
- аналитические способности;
- творческий подход к делу;
- гибкость;
- трудолюбие;
- аккуратность;
- способность к овладению техническими средствами;
- способность к овладению иностранными языками;
- терпеливость.
Общепрофессиональные умения и навыки:
- самомотивация;
- качества исследователя;
- готовность служить клиенту;
- наличие профессионального чутья;
- владение иностранными языками;
- владение техническими средствами;
- умение экономить средства организации, клиента;
- готовность работать в экстремальных ситуациях;
- умение продвигать товары и услуги;
- навыки программирования;
- владение современным программным обеспечением;
- навыки администрирования локальных и глобальных сетей.
12.5. Образование
Университетская подготовка по информатике. Специальная подготовка к работе в телекоммуникационных сетях. Опыт работы в ведущих телекоммуникационных компаниях.
12.6. Место работы
Информационные компании, информационные отделы больших компаний, фирм, консультационные компании, компьютерные фирмы, учебные заведения.
12.7.Возможная карьера
Традиционная бюрократическая лестница для Wеb-мастера вряд ли может представлять интерес. Наибольшие перспективы для него имеет расширение своих консультационных возможностей. Возможно также открытие собственного дела.
12.8. Тенденции
Традиционное общество на наших глазах трансформируется в общество информационное. «90-е годы, в конечном счете, будут рассматриваться как узкое окно исторической возможности, когда фирмы либо сумели овладеть телекоммуникацией, либо нет», — отмечают ведущие специалисты и телекоммуникации (Ноward Reingold The Virtual Community, 1995). Можно смело утверждать, что Wеb-мастера в полной мере сегодня используют эту историческую возможность.