Лицензия: Серия 50 Л 01 № 0007365 от 23 марта 2016г., регистрационный № 75485, срок действия лицензии бессрочно.
Свидетельство об аккредитации: Серия 50А01 № 0001230 от 10.06.2016г., регистрационный № 3874.
Приложение к свидетельству об аккредитации.
Отчёт о самообследовании МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского» за 2023г.
Режим работы гимназии в 2024-2025 учебном году
Ответственные лица:
Ответственный за организацию учебного процесса, жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса — заместитель директора по УВР — Хвостова Татьяна Владимировна.
Ответственный за обеспечение безопасности — заместитель директора по безопасности Шваров Игорь Викторович.
Куратор олимпиадной подготовки и государственной итоговой аттестации — заместитель директора по УВР Филатов Дмитрий Михайлович.
Сроки действия государственной аккредитации образовательной программы:
Бессрочно.
Образовательная деятельность гимназии осуществляется по следующим видам программ
1. По образовательным программам (основным и дополнительным) основного общего образования (7-9 классы);
2. По образовательным программам (основным и дополнительным) среднего общего образования (10-11 классы);
3. По программам дополнительного образования (нормативный срок освоения до 3-х лет).
Нормативные сроки обучения
Основное общее образование
Нормативный срок обучения — 3 года: 7,8,9 класс
Среднее общее образование:
Нормативный срок обучения — 2 года: 10,11 класс
Общая численность обучающихся — 285 человек.
Численность обучающихся по уровням образования
Основное общее образование | 175 |
7 параллель | 58 |
8 параллель | 60 |
9 параллель | 57 |
Среднее общее образование | 110 |
10 параллель | 60 |
11 параллель | 50 |
Язык образования: русский.
Гимназические общеобразовательные программы повышенного уровня сложности осваиваются в очной форме.
Разработанный гимназией и апробированный в течение восьми лет учебный план определяет универсально-профильный характер образовательного процесса на уровне среднего общего образования, что позволяет вести обучение по различным профильным направлениям исходя из запросов обучающихся и их родителей, сочетать ценности непрерывного образования и самоопределения личности в условиях углубления социально-гуманитарной составляющей гимназического образования. Определению и реализации собственных образовательных стратегий учащихся способствует возможность формирования от 36 до 84 вариантов индивидуальных учебных планов: из 9-ти курсов вариативной части учащиеся самостоятельно выбирают дисциплины для профильного (углубленного и факультативного) изучения. Такая система позволяет осуществлять профильное обучение с соблюдением установленных санитарных норм и правил без организации профильных классов. Ежегодно около 33 % индивидуальных учебных планов учащихся 10-11 классов формируются на основе «нестандартных» по отношению к традиционной модели профильного образования сочетаний предметов, избираемых учащимися для профильного (углубленного и факультативного) изучения. Например: математика и словесность; биология и русский язык; физика и английский язык и т.д.
Положительными факторами данной системы профильного обучения являются:
• формирование условий для профессионального выбора и профессионального самоопределения учащихся;
• возможность учета индивидуальных склонностей и образовательных намерений старшеклассников при формировании учебного плана гимназии;
• сохранение детских сообществ, сложившихся в условиях гимназической жизни;
• формирование профильных групп, обусловливающее вариативность социально-ролевого взаимодействия внутри сложившихся ученических коллективов .
Перечень элективных профильных курсов Сергиево-Посадской гимназии
«Практикум по решению математических задач»
«Русская словесность»
«Практикум по английскому языку»
«Дополнительные главы по физике»
«Общая химия»
«Обществознание: актуальные проблемы»
«Актуальные проблемы отечественной истории»
«Общая география»
«Эволюционная биология»
«Информационные процессы и программирование»
Среди особых форм организации образовательного процесса в гимназии можно выделить следующие:
- открытые актовые лекции ученых, представителей творческой интеллигенции и высшей школы (за прошедшие годы гимназисты имели возможность не только познакомиться, но и вступить в диалог с писателями В. Солоухиным, С. Джимбиновым, В. Прониным, с академиком Б. Рыбаковым, президентом РАО Никандровым Н.Д., с докторами психол. наук Н.Г. Алексеевым, В.С. Мухиной, А.Н. Поддьяковым, Т.Н. Греченко, с главным специалистом Министерства природных ресурсов, кандидатом географических наук В.В. Фёдоровым, с уполномоченным по Правам человека РФ Лукиным В.Н., с уполномоченным по Правам человека Московской области Крыжовым С.Б., телеведущим А.Гордоном и др.);
- клубные формы организации образовательного взаимодействия (студии, гостиные);
- профессиональные художественные выставки, вернисажи, концерты, спектакли;
- самостоятельная творческая работа учащихся и ученическая конференция, Конкурс самостоятельных творческих работ учащихся им. П.А. Флоренского. Самостоятельная творческая работа учащихся является неотъемлемой частью учебного плана гимназии. Педагогическое сопровождение самостоятельной творческой работы учащихся – одно из важных инновационных направлений деятельности гимназии.
Конкурс самостоятельных творческих работ учащихся (СТР) им. П.А Флоренского
Педагогически целесообразный комплекс различных по смыслу и по содержанию событий: открытие Конкурса – Гимназическая Конференция – Торжественное подведение итогов работы жюри, проектируемое на принципах диалога:
Открытие Конкурса традиционно проходит 30.09.2000 и проектируется как образовательное и развивающее событие с воспитательным потенциалом, в ходе которого порождаются и уточняются общие смыслы СТР и их отдельных видов, происходит самоопределение в тематическом и жанровом пространствах СТР. Структуру этого события образуют: собственно открытие («Слово о Флоренском», презентация сборника работ победителей конкурса прошлого года и др.); пленарное заседание (Установочный доклад; подведение итогов работы Круглых столов и итогов работы дня); проблемно-тематические Круглые стол; отражение и анализ происходящего в деятельности Прессцентра (газеты, журналы и др.);
Гимназическая конференция – второй (после этапа предзащит и экспертизы руководителей) этап конкурса, образовательное и развивающее событие с воспитательным потенциалом, в ходе которого учащиеся представляют результаты своей творческой деятельности (стендовый доклад, выступление на секции, содоклад, аппонирование), участвуют в их обсуждении, публикуют свои впечатления, мнения, представления в режиме диалога. В основе проектирования конференции – стремление обеспечить условия для коммуникативного развития учащихся для освоения ими существующих в культуре способов представления результатов собственной деятельности, для прояснения и приращения ее смыслов. Структуру конференции образуют: собственно открытие; работа проблемно-тематических секций; подведение итогов дня и итогов конференции (пленарно); работа прессцентра. Конференция носит длящийся характер: особенно интересные работы выносятся на занятия спецкурсов, представляются на других школьных и ВУЗовских конференциях, предлагаются для участие в дальнейших этапах конкурса (работа жюри, внешнее рецензирование). Образовательный и развивающий эффект конференции усиливается тем, что в ней принимают участие приглашенные гости – специалисты в различных областях науки, культуры и бизнеса.
Подведение итогов Конкурса им. П.А. Флоренского – рекреационное событие с образовательным и развивающим потенциалом, направленное на подтверждение и демонстрацию значимости индивидуальных достижений учащихся, на демонстрацию необходимого уровня достигаемых результатов, на мотивацию учащихся на дальнейшее развитие, саморазвитие, на дальнейшее продвижение результатов их самостоятельной деятельности.
Следуя идее Дома, мы стремимся создать условия для раскрытия и развития внутреннего потенциала каждого учителя, ученика, классного руководителя.
Принципы нашей педагогики, спроецированные из мифологемы Дома
• принцип гуманизма;
• принцип соразмерности познания внешнего и внутреннего мира, обучения и воспитания, обучения и развития, подготовки по дисциплинам гуманитарного и естественнонаучного циклов, профильного и базового образования, режимов функционирования и развития;
• принцип субъектности (создание условий для самопознания, саморазвития и самоопределения);
• принцип оптимального взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Образовательные ценности – универсальность образования, способность к самопознанию и саморазвитию, к личностному росту, активная личностная и гражданская позиция.
Среди форм организации воспитательного процесса в гимназии можно выделить следующие: классный час; гимназические праздники, творческие встречи; презентации художественных выставок, секции, кружки; гимназические спектакли и театрализованные праздники; торжественные линейки, посвященные памятным датам и др. Особенностями подготовки к событиям являются создание временных творческих коллективов, широкое информирование всех гимназистов о предстоящем событии, что позволяет привлечь к участию большее количество гимназистов.
Спектакль 1 сентября – традиционное событие, основной смысл которого в преемственности гимназических ценностей. Спектакль готовится учащимися 11х классов, в подготовке принимают участие все желающие взрослые. Содержание сказок так или иначе касается отношения к знаниям, к науке и адресуется, в основном, семиклассникам, являясь своеобразным приглашением в гимназию. Спектакль 1 сентября «погружает» учащихся в эмоционально-насыщенную атмосферу духовности, настраивает гимназистов на учебную деятельность.
Новогодняя сказка – спектакль, который готовят 11-классники. Является новогодним подарком гимназистам от будущих выпускников, средством трансляции культурных и духовных ценностей, способом самовыражения и раскрытия творческих способностей учащихся.
Праздник 19 Октября (День лицея, посвящение в гимназисты) – отмечается ежегодно. Цель праздника – создание атмосферы XIX века, времен Пушкинского лицея. Смысл события в преемственности таких нравственных норм, как «честь», «достоинство», «образование», «дружба». Основные события происходят на переменах: поэтические и музыкальные гостиные, почта. Созданию определенного настроения способствуют костюмы XIX века, во время уроков обсуждаются темы, связанные с событием. В этот день 7-классники посвящаются в гимназисты, что. является важным моментом их адаптации, способствует возникновению чувства сопричастности, включения в гимназическую общность.
Презентации выставок – в гимназии в течение учебного года проводятся 4-5 выставок художников города и района, что является неотъемлемой частью воспитательного процесса, важным средством создания культурно-развивающей среды, организации диалога с культурой. Материал выставок используется учителями-предметниками, классными руководителями на уроках и во внеурочной жизни. Знакомство с художником происходит во время презентаций. Гимназисты имеют возможность задать вопросы автору произведений, поделиться своими впечатлениями о выставке. При качественно организованной подготовке и целенаправленном включении учащихся событие имеет большой развивающий эффект.
Рождественские встречи – праздник для взрослых, в котором принимают участие педагоги гимназии и родители гимназистов. Проводится в целях, развития взаимопонимания между взрослыми, объединенными общим интересом – воспитанием детей.
Прессцентр – событийно-смысловая форма соорганизации гимназистов, ориентированных на освоение различных видов деятельности, связанных с журналистикой, издательским делом, компьютерным дизайном, программированием; действенно-практическое условие для самовыражения и самореализации гимназистов; способ организации единого информационного пространства гимназии. Продуктами деятельности Прессцентра являются настенные газеты, мини-журналы, публикации в интернете.
Актовая лекция – образовательное, развивающее событие, возможность встречи, разговора, диалога с человеком, который уже состоялся как личность, который сам является носителем культурных норм, носителем высокого качества культуры и образования. В ходе актовой лекции гимназист получает возможность реконструировать представленные в ходе лекции культурные типы деятельности, те или иные профессии, а также различные пути личностного и профессионального становления собеседника. На основе реконструкции формируются и уточняются соответствующие образы в сознании учеников, что дает возможность соотносить новые представления с представлениями о себе. Проблематика и тематика лекций, как правило, соответствует области профессиональных интересов приглашенного, а ее содержание – основному педагогическому замыслу, который состоит в расширении представлений учащихся как о самой деятельности, так и о ее необходимых составляющих, в развитии личностных и профессиональных компетенций учащихся.
День учителя, День дублёра – основные цели проведения Дня дублёра – реализация самоуправления, организация профессиональных проб и расширение представлений о профессии учителя в деятельностной форме, творческая самореализация учащихся.
Концерты к праздничным датам – проводятся в атмосфере сотрудничества педагогов и учащихся, ориентированы на творческую самореализацию и личностный рост учителей и гимназистов.
Последний звонок – традиционный праздник, посвящённый прощанию с выпускниками. Особенности проведения – сценарий ориентирован на уникальные особенности выпуска, каждая параллель готовит «Подарок» для выпускников.
Выпускной вечер – традиционно проводится в стенах гимназии, программу готовят учителя, родители, выпускники.
День Победы – проводится в форме литературно-музыкальных композиций, ориентированных на воссоздание атмосферы военных событий, эмоциональное включение и «проживание». В подготовке принимают участие учителя литературы, истории, педагоги дополнительного образования, театральная студия. На переменах исполняются песни военных лет.