Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского»
– многопрофильное учебное заведение, обеспечивающее повышенный уровень образования, освоение универсальных способов познания действительности, общекультурное развитие личности, формирование гуманистического сознания, мотивацию на непрерывное образование и саморазвитие.
Видеозапись от открытии гимназии в 1994г.
Дети с высоким уровнем способностей с 7 по 11 класс обучаются по расширенным программам по всем предметам. Базовый компонент учебного плана реализуется в полном объеме на широкой гуманитарной основе, что обеспечивается как реализуемой образовательной моделью, так и системой отношений гимназии с другими учреждениями образования и культуры. Наличие в учебном плане обязательных дисциплин и предметов по выбору определяет универсально-профильный характер образовательного процесса. Гимназисты 10-11 классов имеют возможность формировать индивидуальный учебный план: из курсов вариативной части они выбирают в любом сочетании два элективных профильных курса из 10 возможных. На всех ступенях обучения большую роль играет самостоятельная творческая работа учащихся, способствующая освоению культурных норм творческой и научной деятельности.
Создание условий для самопознания и самоопределения – одна из стержневых образовательных задач гимназии. В сотрудничестве, диалоге с руководителем с целью освоения смыслов, ценностей и культурных норм творческой деятельности выполняются самостоятельные творческие работы гимназистов, которые ежегодно представляются на Конкурсе им. П.А Флоренского, публикуются в гимназических сборниках.
Поступления выпускников в вузы
В гимназии построена система эффективного профессионального взаимодействия, когда личностное развитие каждого является условием личностного развития всех. Опережающее доверие – необходимая основа этого взаимодействия и созидающая основа личностного роста как взрослых, так и детей. При этом базовой способностью выступает способность к рефлексии. Ее развитие у детей возможно в том случае, если ею обладает учитель, поэтому в гимназии придается большое значение осмыслению педагогической деятельности учителя, публикации и распространению педагогического опыта.
В настоящий момент гимназия фактически является сетевым центром профильного образования для учащихся района и ресурсным образовательным центром для педагогов района и области. В гимназии постоянно проводятся научно-практические семинары и конференции различного уровня, Открытые региональные педагогические чтения (Ольбинские чтения). Опыт гимназии представляется в профессиональных публикациях, многократно апробирован на муниципальном и региональномуровнях.
Миссия гимназии: формирование ответственной и свободной личности, способной к самоопределению и максимальному раскрытию интеллектуального и творческого потенциалов, необходимых для успешной самореализации и обучения в течение жизни.
Особенности приема в гимназию
Набор в 7-й класс учащихся осуществляется по результатам интеллектуального турнира, олимпиады, которые проводятся с целью оценки готовности к освоению программ повышенного уровня сложности: письменные задания по русскому языку и математике.
Набор в промежуточные классы на свободные места проводится на основе оценки готовности к освоению программ повышенного уровня сложности.
Набор в 10 класс осуществляется по итогам собеседования по предметам, изучаемым в гимназии на повышенном уровне сложности.
Кадровое обеспечение
В школе работает стабильный творческий коллектив:
20% коллектива гимназии – сотрудники, работающие с момента ее создания в 1994 году, ещё 24% работают в гимназии более 15 лет. В коллектив вливаются бывшие выпускники гимназии.
Количество педагогических работников в образовательном учреждении – 27 человек (без совместителей и учителей в декретном отпуске), среди них:
Кандидаты наук – 6 человек,
Почётные работники общего образования – 3 человека,
Заслуженные работники образования Московской области – 3 человека
Имеют грамоты Министерства образования РФ – 8 человек,
Министерства образования Московской области – 12 человек,
Лауреаты премии Губернатора Московской области – 3 человека,
Победители конкурса на денежное поощрение лучших учителей – 7,
Призёры регионального конкурса «Учитель года» – 3,
Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года» – 1,
Лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года» – 1,
Победитель регионального конкурса «Лучший учитель-предметник» и «Лучший по профессии» – 3.
Печатные работы сотрудников гимназии
Следуя идее Дома, мы стремимся создать условия для раскрытия и развития внутреннего потенциала каждого учителя, ученика, классного руководителя.
Принципы нашей педагогики, спроецированные из мифологемы Дома
• принцип гуманизма;
• принцип соразмерности познания внешнего и внутреннего мира, обучения и воспитания, обучения и развития, подготовки по дисциплинам гуманитарного и естественнонаучного циклов, профильного и базового образования, режимов функционирования и развития;
• принцип субъектности (создание условий для самопознания, саморазвития и самоопределения);
• принцип оптимального взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Образовательные ценности – универсальность образования, способность к самопознанию и саморазвитию, к личностному росту, активная личностная и гражданская позиция.
Среди форм организации воспитательного процесса в гимназии можно выделить следующие: классный час; гимназические праздники, творческие встречи; презентации художественных выставок, секции, кружки; гимназические спектакли и театрализованные праздники; торжественные линейки, посвященные памятным датам и др. Особенностями подготовки к событиям являются создание временных творческих коллективов, широкое информирование всех гимназистов о предстоящем событии, что позволяет привлечь к участию большее количество гимназистов.
Спектакль 1 сентября – традиционное событие, основной смысл которого в преемственности гимназических ценностей. Спектакль готовится учащимися 11х классов, в подготовке принимают участие все желающие взрослые. Содержание сказок так или иначе касается отношения к знаниям, к науке и адресуется, в основном, семиклассникам, являясь своеобразным приглашением в гимназию. Спектакль 1 сентября «погружает» учащихся в эмоционально-насыщенную атмосферу духовности, настраивает гимназистов на учебную деятельность.
Новогодняя сказка – спектакль, который готовят 11-классники. Является новогодним подарком гимназистам от будущих выпускников, средством трансляции культурных и духовных ценностей, способом самовыражения и раскрытия творческих способностей учащихся.
Праздник 19 Октября (День лицея, посвящение в гимназисты) – отмечается ежегодно. Цель праздника – создание атмосферы XIX века, времен Пушкинского лицея. Смысл события в преемственности таких нравственных норм, как «честь», «достоинство», «образование», «дружба». Основные события происходят на переменах: поэтические и музыкальные гостиные, почта. Созданию определенного настроения способствуют костюмы XIX века, во время уроков обсуждаются темы, связанные с событием. В этот день 7-классники посвящаются в гимназисты, что. является важным моментом их адаптации, способствует возникновению чувства сопричастности, включения в гимназическую общность.
Презентации выставок – в гимназии в течение учебного года проводятся 4-5 выставок художников города и района, что является неотъемлемой частью воспитательного процесса, важным средством создания культурно-развивающей среды, организации диалога с культурой. Материал выставок используется учителями-предметниками, классными руководителями на уроках и во внеурочной жизни. Знакомство с художником происходит во время презентаций. Гимназисты имеют возможность задать вопросы автору произведений, поделиться своими впечатлениями о выставке. При качественно организованной подготовке и целенаправленном включении учащихся событие имеет большой развивающий эффект.
Рождественские встречи – праздник для взрослых, в котором принимают участие педагоги гимназии и родители гимназистов. Проводится в целях, развития взаимопонимания между взрослыми, объединенными общим интересом – воспитанием детей.
Прессцентр – событийно-смысловая форма соорганизации гимназистов, ориентированных на освоение различных видов деятельности, связанных с журналистикой, издательским делом, компьютерным дизайном, программированием; действенно-практическое условие для самовыражения и самореализации гимназистов; способ организации единого информационного пространства гимназии. Продуктами деятельности Прессцентра являются настенные газеты, мини-журналы, публикации в интернете.
Актовая лекция – образовательное, развивающее событие, возможность встречи, разговора, диалога с человеком, который уже состоялся как личность, который сам является носителем культурных норм, носителем высокого качества культуры и образования. В ходе актовой лекции гимназист получает возможность реконструировать представленные в ходе лекции культурные типы деятельности, те или иные профессии, а также различные пути личностного и профессионального становления собеседника. На основе реконструкции формируются и уточняются соответствующие образы в сознании учеников, что дает возможность соотносить новые представления с представлениями о себе. Проблематика и тематика лекций, как правило, соответствует области профессиональных интересов приглашенного, а ее содержание – основному педагогическому замыслу, который состоит в расширении представлений учащихся как о самой деятельности, так и о ее необходимых составляющих, в развитии личностных и профессиональных компетенций учащихся.
День учителя, День дублёра – основные цели проведения Дня дублёра – реализация самоуправления, организация профессиональных проб и расширение представлений о профессии учителя в деятельностной форме, творческая самореализация учащихся.
Концерты к праздничным датам – проводятся в атмосфере сотрудничества педагогов и учащихся, ориентированы на творческую самореализацию и личностный рост учителей и гимназистов.
Последний звонок – традиционный праздник, посвящённый прощанию с выпускниками. Особенности проведения – сценарий ориентирован на уникальные особенности выпуска, каждая параллель готовит «Подарок» для выпускников.
Выпускной вечер – традиционно проводится в стенах гимназии, программу готовят учителя, родители, выпускники.
День Победы – проводится в форме литературно-музыкальных композиций, ориентированных на воссоздание атмосферы военных событий, эмоциональное включение и «проживание». В подготовке принимают участие учителя литературы, истории, педагоги дополнительного образования, театральная студия. На переменах исполняются песни военных лет.
Достижения:
в 2003 году учитель химии гимназии Инна Васильевна Тригубчак стала призёром конкурса профессионального мастерства «Педагог года Подмосковья».
в 2007 году гимназия стала победителем конкурса учебных заведений в рамках приоритетного национального проекта;
в 2010 году гимназия вошла в число двадцати лучших школ Подмосковья, принимала участие в очном туре конкурса;
в 2011, 2012, 2014 годах по результатам ЕГЭ гимназия заняла первое место в рейтинге школ Московской области по русскому языку;
В мае 2012 года гимназия стала победителем конкурса инновационных учебных заведений Московской области.
В октябре 2012 году выпускник гимназии, учитель МХК и литературы гимназии Александр Александрович Демахин стал абсолютным победителем конкурса «Учитель года России».
В 2014 году учитель истории гимназии Байч Софья Юрьевна стала лучшим учителем истории Московской области.
По результатам 2012-2013 и 2013-2014 годов гимназия входит в число лидирующих школ Подмосковья и России (ТОП-500).
По итогам 2014-2015 и 2015-2016 учебного года гимназия занимает 14 место в рейтинге школ Московской области.
В 2015 и в 2016 годах учителя Тригубчак И.В., Демахин А.А., Марлынова Н.В. стали победителями конкурса ПНПО на федеральном уровне.
В мае 2017 года гимназия стала победителем регионального конкурса учебных заведений на присвоение статуса Региональногй инновационной площадки.
По итогам 2016-2017 учебного года гимназия занимает 11 место в рейтинге школ Московской области.
В 2017 году учитель физики Абрамова Евгения Вячеславовна стала победителем регионального конкурса «Лучший по профессии».
По итогам 2017-2018 учебного года гимназия занимает 7 место в рейтинге школ Московской области, а так же вошла в ТОП-5 лучших общеобразовательных учреждений Московской области, готовящих выпускников в вузы по гуманитарному направлению.
Педагог-психолог гимназии Бурова О.Б. стала лауреатом конкурса «Педагог-психолог Подмосковья 2018».
Гимназия вошла в рейтинг «Топ-100» школ России по конкурентноспособности выпускников»
По итогам 2018-2019 учебного года гимназия занимает 9 место в рейтинге школ Московской области,
ТОП-5 лучших общеобразовательных учреждений Московской области, готовящих выпускников в вузы по гуманитарному направлению.
В 2019г. учитель английского языка Сухова Е.В. стала победителем конкурса лучших учителей на присуждение премии Губернатора Московской области.
По итогам 2019-2020 учебного года гимназия занимает 15 место в рейтинге школ Московской области.
Вошла в «Топ-50» школ России по конкурентноспособности выпускников по направлению «Экономика и управление»
Учитель русского языка Грачёва Елена Леонидовна стала победителем Всероссийского конкурса лучших учителей на присуждение премии Губернатора Московской области.
По итогам 2020-2021 учебного года гимназия занимает 23 место в рейтинге школ Московской области (зелёная зона).
Гимназия вошла в рейтинг «Топ-50» школ Подмосковья по конкурентноспособности выпускников (16 место)
Учитель русского языка Грачёва Елена Леонидовна стала победителем Всероссийского конкурса лучших учителей.
Учителя Сафонова Евгения Владимировна, Поварницына Зоя Владимировна подготовили стобалльников по результатам сдачи ЕГЭ.
По итогам 2021-2022 учебного года гимназия занимает 4 место в рейтинге школ Московской области (зелёная зона).
Гимназия вошла в рейтинг ТОП-200 школ России по поступлениям выпускников в ведущие вузы страны (156 место)
Гимназия вошла в рейтинг «Топ-50» школ Подмосковья по конкурентноспособности выпускников (24 место)
Учитель химии Тригубчак Инна Васильевна стала победителем Всероссийского конкурса на денежное поощрение лучших учителей.
Учителя Сафонова Евгения Владимировна, Байч Софья Юрьевна, Санисло Лилия Мансуровна подготовили стобалльников по результатам сдачи ЕГЭ.
По итогам 2022-2023 учебного года гимназия занимает 27 место в рейтинге школ Московской области (зелёная зона).
Гимназия вошла в рейтинг ТОП-200 школ России по поступлениям выпускников в ведущие вузы страны (105 место)
Гимназия вошла в рейтинг «Топ-50» школ Подмосковья по конкурентноспособности выпускников (25 место)
По результатам ЕГЭ: кол-во выпускников, получивших 250 баллов и выше по сумме трёх предметов — 4 место в Московской области
Учитель физики Абрамова Евгения Вячеславовна стала победителем Всероссийского конкурса на денежное поощрение лучших учителей.
Учителя Сафонова Евгения Владимировна, Александрова Марина Александровна, Абрамова Евгения Вячеславовна подготовили стобалльников по результатам сдачи ЕГЭ.
По итогам 2023-2024 учебного года:
Рейтинг ТОП-100 школ Подмосковья: 12 место
Рейтинг школ России по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы страны, 2024 год (ТОП-500) — 444 место
ТОП-300 рейтинг школ России по поступлениям выпускников в ведущие вузы страны — 123 место
«Топ-50» Лучшие школы Московской области по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России – 19 место
Лучшие школы Московской области. Масштаб. 2024 год (ТОП-50) — 28 место
Учитель русского языка и литературы Сафонова Евгения Владимировна стала победителем Всероссийского конкурса на денежное поощрение лучших учителей.
Учителя Михайлова И.Н., Сетдикова Е.В., Тригубчак И.В. подготовили стобалльников по результатам сдачи ЕГЭ.
Участие в региональных проектах:
Участие в федеральном проекте «Школы, которым можно доверять» в качестве наставника: 2021-2022г.
Участие в региональном проекте «Школы, которым можно доверять» в качестве наставника: 2022-2023г., 2023-2024г.
Участие в региональном проекте «Флагманские школы» с 2021г. Реализация стандарта Флагманской школы в полном объёме.
Региональный уровень: опорная школа по олимпиадной подготовке учащихся ОЦ «Взлёт», 2022-2023 учебный год.
Реализация проекта региональной инновационной площадки «Школа молодого учителя», 2022-2023 учебный год: проведено 14 мастер-классов и семинаров, 15 открытых уроков.
Участие в федеральном проекте – Школа Минпросвещения России, переход со среднего на высокий уровень.
Участие в федеральном проекте Воспитание в школе – наличие советника директора по воспитанию на внебюджетной основе.
Реализация гимназического проекта с региональным участием «Открытые педагогические Ольбинские чтения», с 2008г., 2022, 2024г.г., план – 2026г.
Реализация проекта региональной стажировочной площадки «Школа молодого учителя», 2024-2025 учебный год.