Учёба

После уроков

Педагог

Дизайнер мультимедийных образовательных программ (МОП)

Виды ответственности :

·  консалтинг;

·  разработка структур и форм МОП;

·  макетирование МОП;

·  создание МОП;

·  профессиональное владение персональным компьютером;

·  подготовка программ и публикаций (записи на СО-КОМ);

·  поиск новых технологии;

·  использование нового программного обеспечения; V сотрудничество с авторами и педагогами;

·  учет, классификация и координация использования различных программ.

  Описание видов работ

Классно-урочная технология обучения уходит в прошлое. На смену ей приходит интерактивная, виртуальная технология образования с использованием телекоммуникационных сетей. Как, например, сегодня фирмы, компании, организации могут наиболее оптимальным способом обучать своих сотрудников эффективно продвигать товары и услуги? Только посредством компьютерных мультимедийных программ, уже широко используемых для внутрипроизводственной подготовки: на индивидуальных терминалах возможные ситуации могут быть воспроизведены и обработаны практически без отрыва от производства.

Дизайнер мультимедийных образовательных программ и занимается разработкой программных средств для пользователей — педагогов. Комбинируя цвет, звук, текст, создает полное ощущение реальности изучаемой ситуации, поведения обучаемого этой ситуации. Дело это, естественно непростое. Как правило, месяцы необходимы дизайнеру для того, чтобы вместе с командой создать необходимую программу. Началом же работы является посещение клиентов компании и выяснение содержания обучения.

Задачи виртуального обучения постоянно усложняются. Сегодня даже университетское образование обращается к телекоммуникационным формам обучения, к мультимедийным средствам такого обучения. Наше / будущее — это телекоммуникационная среда, в которой средства мультимедиа займут основное место.

Факты

Как будет выглядеть компьютерно поддержанная жизнь в России после 2000 года? Каков будет спрос на такую поддержку в процентном соотношении? Вот мнение экспертов: работа в офисе — 59 %; игры — 34%; образование — 31%; хобби — 25%, как средство общения — 24%; частные нужды-11%.

Требования к кандидату

Личностные качества:

·  логическое мышление;

·  аналитические способности;

·  творческий подход к делу;

·  общительность;

·  сочувствие людям;

·  способность к овладению техническими средствами;

·  способность к овладению иностранными языками;

·  творческое воображение.

Общепрофессиональные умения и навыки:

·  качество исследователя;

·  умение убеждать;

·  готовность служить клиенту;

·  самомотивация;

·  умение ставить и решать проблемы;

·  владение иностранными языками;

·  умение экономить средства организации, клиента;

·  отличное знание компьютера и мультимедийных средств;

·  владение техническими средствами;

·  базовые знания в технологии программного обеспечения и методике обучения;

·  готовность к сервисному обслуживанию;

·  умение работать в команде;

·  опыт продуктивной работы.

Образование

Сегодня нет формального образования для дизайнера образовательных мультимедийных программ. Университетская подготовка в сфере педагогики, хорошее знание информатики, дизайнерские способности и отличные навыки работы с компьютером — таков образовательный багаж специалиста. Однако наверняка подобная специальность будет вскоре официально принята в вузах. Сегодня этому препятствует их крайне неудовлетворительная материальная база.

Место работы

Компании, производящие мультимедийное программное обеспечение, издательства, сервисные компании, государственные организации и частные фирмы.

Возможная карьера

Будущее принадлежит новаторам. Этот сектор экономически только начинает развиваться. Формальные карьерные лестницы пока не выстроены. Однако ясно, что дизайнеры образовательных мультимедийных программ становятся ведущими специалистами в издательском мире, в дистанционных формах образования, в профессиональной внутрипроизводствен/ ной подготовке, в сферах практической деятельности, ориентирующихся на мультимедийные образовательные продукты.

Тенденции

И по сей день 95% обучающихся сидят в классах и слушают педагогов, записывая содержание уроков. Дистанционное обучение станет реальной альтернативой в ближайшем будущем. На смену традиционному методисту в этом случае придет дизайнер образовательных мультимедийных программ.

Педагог, средняя школа

Виды ответственности

·  консалтинг;

·  разработка учебных курсов;

·  предложения по индивидуальным методам обучения;

·  создание творческой атмосферы на занятиях;

·  подготовка и проведение занятий;

·  подготовка учащихся к жизни, их адаптация;

·  внедрение новых методов и средств обучения;

·  организация встреч со школьниками и родителями;

·  развитие индивидуальных способностей;

·  адекватная оценка успехов учащихся;

·  подготовка и переподготовка по преподаваемым курсам;

·  контроль за домашней работой учащихся, результатами их тес
тирования;

·  общение с родителями, учащимися, другими педагогами и руководством;

·  участие в конференциях, семинарах.

Описание видов работ

Сегодняшние школьники не только технологически, но и по образу мышления оказываются не адаптированными к бурно развивающимся жестким реалиям жизни. Однако и сами педагоги находятся в такой же ситуации. Поэтому формальная педагогика — педагогика интерпретации школьных учебников, педагогика натаскивания и контроля оказывается непригодной. Сегодня, как никогда ранее, оказывается востребованной способность школьника учиться самому и прежде всего тому, что позволяет успешно адаптироваться к реалиям рынка.

В условиях крайне недостаточного бюджетного финансирования в России реальное решение подобной задачи возможно только в системе дополнительного развивающего и профессионального обучения на основе инвестиций родителей и организаций-спонсоров. Однако работа в этой системе предъявляет к педагогу качественно иные (в сравнении с традиционным государственным всеобуч) требования: знание реальных требований рынка труда, постоянное изучение и внедрение новых технологий обучения, использование современной компьютерной мультимедийной техники, создание на занятиях атмосферы самомотивации и самообразования. Цель такого педагога — не предмет (физика, география и т.д.), а овладение учащимся современными (универсальными) способами и средствами освоения данного (и любого другого) предметного содержания.

Факты

Существующая унифицированная бюджетная система школ не будет существовать вечно. Частные школы, системы дополнительного образования, профессиональные курсы уже сегодня стали свершившимся фактом. Анализ обученности учащихся и выпускников сегодняшней бюджетной школы показывает, что 63% из них не могут написать и пяти страниц без грубых грамматических ошибок, 38% крайне плохо ориентируется в математике, а 87% не владеют иностранным языком на уровне самых минимальных потребностей общения.

По данным исследований, 25% призывников в армию не закончили даже шести классов. Агентства по трудоустройству не регистрируют школьников, так как у большинства из них нет не только представлений о бизнесе и навыков работы в современных компаниях, но способности овладевать всем этим.

Требования к кандидату
Личностные качества:

·  логическое мышление;

·  творческий подход к делу;

·  качества лидера;

·  психологическая устойчивость;

·  терпеливость;

·  трудолюбие;

·  общительность;

·  сильный и твердый характер;

·  здравый смысл;

·  сочувствие людям.

·  Общепрофессиональные умения и навыки:

·  качества исследователя;

·  организационные способности;

·  умение убеждать;

·  конструктивные идеалы;

·  социальная ответственность;

·  навыки практической психологии;

·  умение ставить и решать проблемы;

·  самомотивация;

·  отличное знание своего предмета;

·  базовые знания в психологии, социологии, экономике, мультимедийной технологии обучения;

·  готовность работать в экстремальных ситуациях;

·  владение техническими средствами;

·  наличие профессионального чутья;

·  опыт продуктивной работы.

4.5.  Образование

Университетское педагогическое образование, специальные курсы или самообразование в сфере актуальных технологий обучения и других необходимых областях знания.

Место работы

Государственные и частные школы, курсы, система дополнительного образования.

Возможная карьера

Педагог может стать методистом, руководителем или сотрудником более высокого ранга в системе образования. Квалифицированные педагоги имеют хорошие перспективы в частном секторе образования:

 Тенденции

Во всем мире более 28% выпускников сразу же после школ начинают деловую карьеру. Школы России в лучшем случае готовят к поступлению в вуз, после которого также вряд ли возможна без дополнительной подготовки деловая карьера. Бурное движение страны к рынку, колоссальные изменения на рынке труда требуют качественно иных выпускников школ. А это невозможно сделать без педагога нового типа. Уменьшение рождаемости, появление частного сектора в образовании, развитие домашнего образования, экстерната и т.п. все это создает ситуацию конкуренции в школьном образовании, которая и служит главным стимулом выдвижения и продвижения педагогов и школьных администраторов нового типа.

Педагог, профессиональный колледж

Виды ответственности

·  консалтинг;

·  разработка учебных курсов;

·  предложения по индивидуальным методам обучения;

·  создание творческой атмосферы на занятиях;

·  подготовка и проведение занятий;

·  подготовка учащихся к реальным условиям жизни;

·  представление новых методов, средств обучения (компьютеров,
мультимедиа);

·  организация встреч с родителями, учащимися, потенциальными работодателями;

·  сотрудничество с местным бизнесом, предприятиями, административными органами;

·  развитие способностей (в том числе адаптационных);

·  квалифицированная оценка знаний, умений, навыков, прогноз раз
вития учащихся;

·  подготовка и переподготовка по преподаваемым курсам;

·  контроль за выполнением домашних работ и тестов;

·  участие в конференциях и семинарах.

Описание видов работ

Учащиеся профессиональных учебных заведений ориентированы на рынок труда. Трудность состоит в том, что педагоги этих заведений нередко далеки от реального рынка труда. Их реальность — предусмотренное программой предметное содержание — годами не меняется. И потому исходная рыночная самоориентация учащихся не развивается, так и остается обращенной к внешним факторам (заработная плата, престиж, социальное положение и т.п.); она не связывается в процессе обучения с современным рынком — содержанием видов работ, т.е. реальными требованиями работодателей. В такой ситуации востребуемые сегодня технологии могут прийти в учебные заведения лишь через десять лет. Что, естественно, недопустимо.

Коренным образом изменить данную ситуацию под силу только педагогу, который сам является субъектом реального рынка: имеет активный доступ к информации о рынке труда, владеет современными технологиями обучения, непосредственно связан с производством и работодателями в своей профессиональной сфере, а главной своей задачей считает включение учащихся в инфраструктуру рынка через конкретное профессиональное содержание.

Факты

В мире существует две наиболее распространенные системы профессиональной подготовки (для ремесленных видов работ, офиса, лабораторий, исполнительного бизнеса): все знания, умения и навыки осваиваются в процессе практического обучения; все знания, умения и навыки осваиваются в профессиональном колледже. Недостатком первой системы является отсутствие должной теоретической подготовки, а недостатком второй — ограниченность практического опыта. Однако общей трудностью при этом является включение новых технологий в учебный процесс, ибо для учебных заведений такие технологии оказываются не по карману, да и педагоги с ними незнакомы. Германия пошла третьим путем, введя «дуальную систему». Каждый учащийся заключает контракт с компанией, где осваиваются практические навыки. Два или три раза в неделю учащиеся посещают профессиональный колледж, где они приобретают теоретические знания и практические навыки.

Требования к кандидату
Личностные качества:

·  логическое мышление;

·  творческий подход к делу;

·  качества лидера;

·  общительность;

·  сильный и твердый характер;

·  сочувствие людям;

·  здравый смысл;

·  психологическая устойчивость;

·  терпеливость.

Общепрофессиональные умения и навыки:

·  качества исследователя;

·  организационные способности;

·  владение менеджерской техникой;

·  умение убеждать;

·  конструктивные идеалы;

·  социальная ответственность;

·  готовность решать проблемы учащихся;

·  самомотивация;

·  хорошая подготовка в педагогической сфере и одной из профессий;

·  базовые знания в психологии бизнеса, социологии, экономике,

·  мультимедиа;

·  владение техническими средствами;

·  наличие профессионального чутья;

·  умение ставить и решать проблемы;

·  готовность работать в экстремальных ситуациях;

·  опыт продуктивной работы.

Образование

Университетская педагогическая подготовка в сочетании с одной из востребованных профессий (или наоборот, что даже предпочтительнее). Два или три года опыта работы в компании.

Место работы

Государственное, частное профессиональное учебное заведение, отдел переподготовки кадров государственных организаций, отдел развития человеческих ресурсов частных компаний.

 Возможная карьера

В бюджетной сфере педагог может претендовать на более высокие должности. В частной системе образования и переподготовки кадров перспективный педагог может сделать карьеру в отделах развития человеческих ресурсов компаний.

Тенденции

Исследования, проведенные 1ЕС, показывают, что 64% компаний хотели бы переподготовить свои кадры, но 90% из них опасаются, что такая переподготовка будет пустой тратой времени и денег.

Опрос, по каким именно навыкам необходима переподготовка, дал следующее распределение:

·  работы на компьютере;

·  работы в банковской и страховой сферах;

·  сфера общественного питания;

·  горничные, официанты и т.п.;

·  автомеханики;

·  секретари со знанием двух языков;

·  персонал, занимающийся торговлей, продвижением товаров и услуг;

·  водители;

·  мастера, работающие с металлом, деревом и т.п.;

·  физиотерапевты;

·  каменщики;

·  работы в сфере туризма и путешествий;

·  менеджеры отелей и ресторанов;

·  медицинские техники;

·  мастера по очистке зданий;

·  менеджеры конференций, ярмарок;

·  журналисты;

·  бухгалтеры;

·  дилеры товаров и услуг.

Большие возможности для педагогов профессиональных учебных заведений открывают дистанционные формы обучения.

Педагог — организатор команды

 Виды ответственности

·  посещение клиентов;

·  консалтинг;

·  убеждение членов команды, лидерство;

·  предложения по программам дискуссий и выполнению работ;

·  создание атмосферы, исключающей иерархию;

·  подготовка докладов;

·  организация встреч и деловых обсуждений;

·  разработка новых рабочих процедур;

·  подготовка команды в процессе работы;

·  общение с клиентами и их работодателями;

·  ведение дел бухгалтерского учета;

·  реклама;

·  работа в офисе.

 Описание видов работ

Как правило, сотрудники фирм, компаний и организаций охотно критикуют недостатки, высказывая свои пожелания и т.п., но не умеют конструктивно и творчески работать в одной команде. А наличие такой команды, как известно, залог успеха.

Именно в том случае, когда ставится задача повысить эффективность работы коллектива, необходим педагог — организатор команды. Такой педагог на какой-то период становится лидером коллектива, организует рабочие семинары, анализ этапов преобразования коллектива в команду, практически направляет это преобразование.

В каждом конкретном случае необходимо найти свой путь создания команды.

 Факты

Перечислим составные элементы компании, стремящейся продвинуть свой продукт на рынке: представитель финансового отдела, представитель торгового отдела, представитель отдела по исследованиям, представитель производства, представитель рекламного отдела.

Требования к кандидату

Личностные качества:

·  логическое мышление;

·  аналитические способности;

·  творческий подход к делу;

·  творческое воображение;

·  качества лидера;

·  общительность;

·  сочувствие людям;

·  здравый смысл;

·  трудолюбие;

·  бережливость;

·  психологическая устойчивость;

·  способность к овладению техническими средствами;

·  сильный и твердый характер.
Общепрофессиональные умения и навыки:

·  готовность работать вне офиса;

·  организационные способности;

·  умение убеждать;

·  самомотивация;

·  хорошие знания в психологии бизнеса, социологии;

·  навыки практической психологии; владение менеджерской техникой;

·  умение контролировать;

·  наличие профессионального чутья;

·  умение ставить и решать проблемы;

·  умение работать в команде;

·  базовые знания по экономике и бизнес-администрированию;

·  навыки практической психологии;

·  владение менеджерской техникой;

·  опыт в сфере развития человеческих ресурсов;

·  умение продвигать идеи, проекты;

·  готовность оказывать консультационные услуги;

·  опыт продуктивной работы.

 Образование

Университетское педагогическое или психологическое образование. Дополнительные курсы по экономике и бизнес-администрированию.

   Место работы

Учебные заведения профессиональной подготовки кадров, бизнес-консультационные компании, отделы развития человеческих ресурсов компаний, фирмы, специализирующиеся на бизнес-семинарах.

Возможная карьера

Как и в других областях развития человеческих ресурсов, здесь нет формальной карьеры. Однако опыт педагога — организатора команды — хорошая база для карьеры менеджера или открытия собственного дела.

 Тенденции

В настоящее время происходит процесс трансформации иерархических компаний в команды. Сегодня на рынке острую конкурентную борьбу выдерживают именно команды. В этой связи профессия педагога — организатора команды будет все более и более востребованной. Как правило, если работа такого организатора дает эффект, то он остается консультантом команды на весь период ее работы.